Top.Mail.Ru
Успех любого дела во многом зависит от команды. Однако не всегда поиску и подбору персонала в компаниях придают важное значение. Автор рассказывает, с чего необходимо начать поиск, где и как искать. Как правильно построить собеседование, чтобы установить с кандидатом контакт? Как лучше провести собеседование: в форме допроса, беседы или группового интервью? Как не попасть на удочку интервьюируемого?

В управлении организацией огромное значение имеет персонал. Качество и количество необходимых человеческих ресурсов может очень сильно повлиять на существование компании, на каком бы этапе развития она не находилась. Известны случаи, когда предприятия закрывались из-за того, что на них просто некому было работать. Но мало найти людей, согласных работать, важно еще и выбрать среди них лучших. Поэтому отбор персонала – важнейший процесс в системе управления человеческими ресурсами организации.

В то же время руководители (особенно первые лица компаний) не всегда придают должное значение найму новых сотрудников, уделяя свое внимание по большей части оперативному управлению предприятием.

Пример 1

Руководитель сети продуктовых магазинов Андрей Г. полагает, что набором персонала вполне могут заниматься сами торговые работники. Обычно новые сотрудники приходят по рекомендации старых работников. Собеседование, которое в основном состоит из перечисления обязанностей продавца, проводит товаровед, а уже на следующий день новый сотрудник выходит на стажировку.

Такая постановка поиска и отбора персонала абсолютно бессистемна, поскольку в организации отсутствуют процедуры, позволяющие оценить соответствие кандидата требованиям компании.

Отметим, что предприятия, не имеющие продуманной и четкой организации рекрутинга1, страдают следующими «организационными болезнями»:

  1. Низкая информационная безопасность.
  2. Наличие в коллективе большого числа неформальных группировок (как правило, сотрудники собираются вокруг того, кто их пригласил на работу).
  3. Низкая квалификация персонала.

Не лишним будет сказать и о том, как в современных организациях происходит поиск и отбор персонала:

  • поиском и первичным отбором занимается подразделение по управлению персоналом, а окончательное решение принимается руководителем подразделения, принимающим на работу;
  • поиском и отбором занимается руководитель подразделения, а сотрудники кадровой службы проводят психологическое тестирование и составляют психологические характеристики на кандидатов;
  • сотрудники кадровой службы занимаются размещением объявлений о вакансиях в организации, дальнейшие действия (собеседования, отбор) ложатся на плечи руководителей подразделений;
  • поиском и первичным отбором занимаются кадровые агентства.

Независимо от того, как организован процесс подбора и оценки кандидатов и кто занимается непосредственной деятельностью по привлечению и отбору новых сотрудников, руководителям следует знать последовательность этапов подбора и поиска.

С чего начинается поиск людей

Для того чтобы найти и отобрать требуемых специалистов, нужно знать, какие именно сотрудники нужны организации.

Пример 2

В кадровое агентство обратился коммерческий директор крупной сетевой компании «Хром» по продаже бытовой химии. Как выяснилось, организации понадобился региональный представитель в связи с выходом компании на новый рынок. В процессе переговоров коммерческий директор совместно с рекрутером кадрового агентства выработали требования к кандидату: мужчина, высшее образование в сфере маркетинга, знание продукта не обязательно, до 30 лет, хорошие коммуникативные навыки.

Кадровое агентство стало направлять своих претендентов в компанию «Хром» для прохождения собеседования. Через некоторое время от компании поступила новая вводная. Оказалось, что требования к специалисту должны быть совершенно другими: опыт работы на предприятиях идентичного профиля – свыше 5 лет, аналитический склад ума, пол значения не имеет. Требования к специалисту вырабатывались в ходе многочисленных встреч руководства компании с кандидатами. Поиск нужного человека продолжался около 9 месяцев, что повлияло на скорость распространения влияния компании в регионе и стоило значительных финансовых затрат.

В вышеприведенном примере иллюстрируется, что ставить цели при поиске новых сотрудников, после того как этот поиск начался, – неправильно. К сожалению, это достаточно распространенная картина во многих организациях, когда кандидатов начинают привлекать до того, как к ним сформулированы требования. Иногда кажется, что для того, чтобы начать процесс рекрутинга, достаточно просто сформулировать название должности и дать объявление о вакансии. Однако во время поиска неизбежно обнаружится, что нам необходима дополнительная информация: каков должен быть опыт кандидата, возраст, каковы должны быть личностные характеристики этого человека, в каких вузах предпочтительно он должен был получать образование и так далее.

Как же должны формулироваться требования? Каждой должности соответствуют необходимые компетенции – знания, навыки, умения, личностные характеристики, которыми должен обладать человек, претендующий на вакантное место. Можно выделить две основные группы компетенций: профессиональные и корпоративные.

К профессиональным компетенциям...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Типичные ошибки в работе с персональными данными

Изменение законодательства в сфере персональных данных и огромные штрафы за нарушения стимулируют еще раз проверить, все ли с персданными в организации в порядке. Автор выделяет 5 ошибок, которые чаще всего допускают организации в этой области.

Гендерные праздники: мальчики налево, девочки направо!

Рассказываем об истории возникновения праздников – ​Дня защитника Отечества (23 Февраля) и Международного женского дня (8 Марта), а также как они перестали нести изначально заложенную в них цель и стали чисто гендерными; как это связано с мизогинией и мизандрией. Приводим аргументы тех, кто поддерживает необходимость отмечать праздники, и тех, кто против. Будет о чем поговорить за чашкой чая с родными, коллегами и друзьями! А еще даем советы, как нетривиально отметить оба праздника в рабочем коллективе, чтобы сохранить и приумножить хорошие отношения.

С Днем Защитника Отечества!

День Защитника Отечества – ​праздник в первую очередь военный, хотя в последнее время мы относимся к нему, скорее, как к 8 Марта для мужчин. Но сегодня все возвращаются к истокам и все чаще поздравляют мужчин-коллег именно по-армейски. К тому же, каждая организация – ​это маленькая армия, где есть свои разведчики (отдел маркетинга), служба тыла (АХО), свой автобат (транспортно-логистическая служба), своя пехота (специалисты по работе с клиентами) и даже целый генерал-бухгалтер!

Выбираем электронную подпись для разных документов

Рассказываем, какие виды электронных подписей (ЭП) существуют, и разъясняем их назначение. Даем критерии выбора вида электронной подписи для внутреннего и внешнего документооборота. Показываем, какие законодательные ограничения выбора вида электронной подписи установлены для документов (кадровых, бухгалтерских, налоговых и иных). Так вы поймете, какие подписи лучше сформировать для своих работников и использовать в разных ситуациях.

Что суд не признает форс-мажором

Действующее российское законодательство не содержит конкретных критериев, по которым на практике всегда можно было бы четко определить, какие обстоятельства относятся к форс-мажору (непреодолимой силе), а какие нет. Поэтому на практике довольно часто одна из сторон судебного процесса ссылается на какие-то обстоятельства как на форс-мажор, а суд их форс-мажором не признает. Опираясь на анализ судебной практики, подскажем, на какие обстоятельства как на форс-мажорные в суде лучше не ссылаться, поскольку к победе в споре это не приведет.

Оформление и замена ссылки на нормативный документ в приказе и ЛНА

Юристы регулярно составляют множество документов с массой ссылок на нормативные правовые акты. Показываем образцы оформления ссылок на нормативные документы в приказах и локальных нормативных актах. Поясняем, чем отличаются внутритекстовые ссылки, подстрочные (сноски) и выносные. И главное: что делать с приказами и ЛНА, когда документы, на которые в них ссылались изначально, устаревают. Нужно ли вносить в них изменения и каким образом?

Топ‑8 причин и Топ‑10 способов борьбы с сонливостью

Сонливость – ​крайне неприятное состояние, когда очень хочется спать, но по каким-то причинам нельзя или нежелательно. Но почему она возникает, а главное – ​как с ней бороться? Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна и научиться быстро засыпать; какие упражнения помогают проснуться бодрым; как отрегулировать распорядок для правильного сна.

Возмещение судебных издержек: ВС РФ разъясняет

Недавно Пленум ВС РФ принял знаковое постановление от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела». В нем конкретизировано и обобщено применение судами всех уровней норм о возмещении судебных издержек в арбитражном, гражданском и административном процессах. Постановление стало первым документом высшей судебной инстанции о судебных расходах. Прежде ВАС РФ в своих разъяснениях касался только отдельных моментов. Осветим наиболее важные положения постановления.