• Журнал «Юридический справочник руководителя» январь 2009
  • Рубрика Договорные отношения

Взыскание долгов: используем возможности

  • 0 комментариев
  • 17 просмотров
Закон дает компании право бороться за свое имущество и настаивать на взыскании средств с должников вплоть до момента их полной ликвидации. Это и административные меры, и судебные споры, и банкротство. Но лучше все же не «выбивать» долги, а предотвращать их появление.


Среди множества способов управления дебиторской задолженностью можно выделить несколько основных:

  • предупреждение образования дебиторской задолженности;
  • претензионно-исковая работа;
  • взыскание задолженности через судебные органы;
  • исполнительное производство;
  • банкротство должника.

Приведенный выше список мер дает представление о хронологическом порядке взыскания дебиторской задолженности с недобросовестного контрагента. Рассмотрим эти способы последовательно.

Предупреждение образования
дебиторской задолженности

Чтобы дебиторская задолженность не появлялась у фирмы спонтанно, необходимо внедрить систему предупреждения ее образования. Для этого следует провести необходимые работы, создать ряд регламентирующих документов и в дальнейшем не отклоняться от выбранной схемы работы.

Кредитная политика

У всех сотрудников фирмы должно быть общее понимание, кого можно рассматривать в качестве контрагента, а кого – ни в коем случае. Для этого необходимо создать единый документ – кредитную политику. Максимальное количество разногласий в отношении «личности» контрагентов приходится на финансовые отделы и отделы продаж, поэтому в процессе написания вышеуказанного документа целесообразно привлекать сотрудников этих двух структурных подразделений и учитывать их мнение.

Кредитная политика должна отражать следующие аспекты деятельности компании:

  • порядок расчета кредитных лимитов для различных категорий покупателей;
  • порядок применения и использования кредитных лимитов;
  • методы оценки надежности контрагента;
  • порядок определения общего лимита дебиторской задолженности для фирмы в целом;
  • порядок претензионной работы с должниками.

Ранжирование контрагентов

Это один из ключевых процессов предупреждения образования просроченной дебиторской задолженности. Именно благодаря ему (разумеется, при условии грамотного построения) фирма изначально может выявить тех контрагентов, которые могут стать недобросовестными должниками с большой долей вероятности.

Методы оценки надежности контрагента можно разделить на формальные и неформальные.

Формальные методы

При использовании таких методов ранжирования контрагента анализ его надежности проводится на основании бухгалтерских и юридических документов. Обязательное предоставление соответствующих документов необходимо оговорить с контрагентом заранее, чтобы в последствии не столкнуться с непониманием с его стороны и ненужными конфликтами. Если контрагент отказывается представить для анализа свои бухгалтерские или юридические документы, то фирме стоит задуматься о целесообразности сотрудничества с таким «любителем секретов». На практике компании часто сталкиваются с проблемой, когда контрагент не хочет предоставлять запрашиваемые документы, основываясь на заявлениях вроде: «Вы НАМ не доверяете?» В подобных ситуациях компании лучше отказаться от сотрудничества. Бизнес – это не место для риторических вопросов, и если один из участников процесса этого не понимает, то работать с ним не стоит.

Если же контрагент представил документы, необходимо обратить внимание на показатели его финансово-хозяйственной деятельности. В частности:

  • коэффициенты ликвидности;
  • коэффициенты деловой активности;
  • показатели структуры капитала и эффективности бизнеса.

Соответственно, чем лучше данные показатели, тем более высокий кредитный рейтинг можно присвоить контрагенту.

Неформальные методы

Под неформальными методами понимается сбор иной информации о контрагенте, отличной от финансовой и правовой. Этим может заниматься служба безопасности (СБ) либо сотрудники линейных подразделений, например, отдела продаж. Также фирма может обратиться за помощью к специальному агентству, которое окажет помощь в сборе информации о контрагенте.

В качестве сведений, имеющих существенное значение для определения надежности контрагента, может выступать любая доступная (и недоступная) информация. Но особое внимание надо обратить на следующее:

  • кто является реальным собственником компании;
  • наличие споров с налоговыми органами и контрагентами (можно проверить по сайтам арбитражных судов);
  • историю контрагента (можно проверить по сайту компании или с помощью поисковых серверов);
  • наличие дочерних предприятий и филиалов;
  • реальные источники финансирования компании;
  • наличие внешнеэкономической деятельности.

Классификация дебиторской задолженности по срокам

Дебиторская задолженность может подразделяться на:

  • текущую;
  • долгосрочную;
  • просроченную;
  • безнадежную.

Благодаря установлению такой классификации фирма может проводить эффективную оценку оборотных активов и правильно оценивать их состояние. Вышеприведенное деление, установленное в кредитной политике, упрощает процесс мониторинга задолженности как с точки зрения изменения ее величины, так и в разрезе контрагентов. Это позволяет вовремя выявить рост задолженности, определить «виновника» и вовремя принять соответствующие меры. Например, разорвать отношения с контрагентом, который регулярно попадает в разряд злостных неплательщиков.

Чтобы деятельность по предупреждению дебиторской задолженности не превратилась в «сизифов труд», критерии, по которым проводится оценка надежности контрагента, должны быть четко определены в кредитной политике.

Как составить договор с контрагентом

Чтобы у контрагента был стимул не нарушать такое существенное условие договора, как своевременная оплата, целесообразно включить в него пункты, устанавливающие штрафные санкции за просрочку исполнения обязательства. Например, в этом качестве могут выступать следующие «карательные» условия:

Обязанность должника возместить убытки (ст. 393 ГК РФ)

Фрагмент документа
Свернуть Показать

Гражданский кодекс РФ

Статья 393 «Обязанность должника возместить убытки»

1. Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

2. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.

Статья 15 «Возмещение убытков»

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Например, если в результате несвоевременного погашения дебиторской задолженности фирма будет вынуждена привлечь заемные средства для финансирования, чтобы выдать сотрудникам заработную плату, сумму процентов по кредиту можно отнести к убыткам и востребовать с должника.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.