• Журнал «Юридический справочник руководителя» февраль 2009
  • Рубрика Договорные отношения

Использование фонограмм: заплатил – и спи спокойно

  • 0 комментариев
Анализ законодательства в сфере интеллектуальной собственности свидетельствует о том, что бездоговорное и бесплатное использование фонограмм приводит к нарушению прав их исполнителей и изготовителей. Кому и сколько следует платить за публичное воспроизведение музыки и видеозаписей?


Значительное число предприятий сферы торговли и услуг, от самых крупных до совсем небольших, для привлечения клиентов и создания благоприятной атмосферы проигрывают в зале обслуживания различные звуковые записи (фонограммы). Это могут быть записи конкретных исполнителей, звуки для релаксации (шум воды, леса), передачи музыкальных радиостанций. Но часто ли предприниматели задумываются, насколько правомерно использование музыки и не нарушают ли они при этом права исполнителей и изготовителей фонограмм? Анализ законодательства в сфере интеллектуальной собственности свидетельствует о том, что бездоговорное и бесплатное использование фонограмм в деятельности компании приводит к нарушению прав указанных лиц. К сожалению, не многие знают, что за звучание музыки в своем кафе или магазине предприниматель должен заплатить.

Рассмотрим более подробно, какие нормы действующего законодательства являются основанием для того, чтобы компании «платили за музыку», каков размер таких выплат и что ждет того, кто все же решит не платить.

Кому принадлежит право на фонограмму?

До 1 января 2008 г. нормы, обязывающие производить выплаты за фонограммы, устанавливал Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». После введения в действие IV части ГК РФ, включившей весь массив законодательства в сфере интеллектуальной собственности, следует руководствоваться положениями главы 71 части IV ГК РФ «Права, смежные с авторскими», где праву на фонограммы посвящен отдельный параграф.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ фонограмма – это любая звуковая запись исполнения или иных звуков либо их отображения (отображение – это не что иное, как цифровая форма записи). Объектами записи могут быть любые звуки, их сочетания и комбинации (пение птиц, шум водопада, сигнал автомобиля), а не только конкретные музыкальные произведения. Технология записи, а также вид носителя не имеют значения.

Справка
Свернуть Показать

Впервые нормы, посвященные праву на фонограмму как объекту смежного права, появились в 1936 г. в австрийском Законе об авторском праве. В нашей стране право, смежное с авторским, возникло в 1991 г. с принятием Основ гражданского законодательства. Последующее развитие нормы о праве на фонограмму получили в Законе РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (среди норм о смежных правах). В IV части ГК РФ праву на фонограммы посвящен уже отдельный параграф (параграф 3 гл. 71). Увеличение объема правового регулирования свидетельствует о возрастании роли фонограммы как объекта смежных прав.

Говоря о фонограмме, необходимо отметить, что в ее записи непосредственно участвуют исполнители и изготовители фонограмм, которые и являются ее правообладателями. Так, исполнитель (автор исполнения) – это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение (певец, музыкант, актер и пр.) (ст. 1313 ГК РФ). Изготовитель фонограммы – лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображения этих звуков (ст. 1322 ГК РФ).

Исполнителю в отношении его исполнения принадлежит исключительное право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования произведения. А изготовителям фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Исключительные права могут быть переданы другому лицу на основании договора или по иным законным основаниям. Обладатели исключительных прав могут по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение (в нашем случае – фонограмму). Следовательно, для того чтобы беспрепятственно использовать в своей деятельности записанную музыку, необходимо получить соответствующее разрешение у исполнителей и изготовителей фонограмм, что, как правило, предполагает выплату вознаграждения.

Кто должен платить за звучание фонограмм?

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. утверждены Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (далее – Правила). Указанные Правила вступили в силу с 1 января 2008 г.

Итак, в соответствии с Правилами плательщиками являются юридические лица и компании. Например, если предприниматель осуществляет или организует публичное исполнение фонограмм с помощью технических средств в месте, открытом для всеобщего пользования, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не являющихся членами семьи, то он должен заплатить за использование фонограммы.

Пример 1

К плательщикам за использование фонограмм относятся театры, концертные площадки, клубы, дискотеки, парки, стадионы, кинотеатры, казино, бары, кафе, рестораны, магазины, парикмахерские и даже маршрутные такси. Данный перечень является открытым.

Так, в Положении Российского авторского общества (РАО) о ставках авторского вознаграждения, выплачиваемого пользователями произведений за публичное исполнение музыкальных произведений с текстом или без текста, на 2008 год (утв. постановлением Авторского Совета РАО от 14 февраля 2008 г. № 8) все плательщики поделены на 12 групп, для каждой из которых предусмотрен свой размер выплат. Приведем данный перечень для того, чтобы у предпринимателя не возникло сомнения, указан ли его вид бизнеса в перечне плательщиков1.

Итак, согласно документу плательщиками вознаграждения за использование фонограмм являются:

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.