Чтобы снизить вероятность ущерба, нанесенного сотрудниками, необходимо быть в курсе настроений персонала. Как показывает практика, криминальное поведение часто связано с отсутствием в коллективе положительных ценностных ориентиров.
Практически с момента образования любая коммерческая организация, в которой работают хотя бы несколько сотрудников, может столкнуться с экономическим ущербом, нанесенным работниками. У многих сотрудников возникает желание получить «прибавку» к своей заработной плате путем кражи материальных ценностей.
Чтобы снизить вероятность ущерба, нанесенного сотрудниками, необходимо постоянно «держать руку на пульсе»: выявлять настроения сотрудников, их удовлетворенность заработной платой и компенсационным пакетом, отношение к руководителям подразделений. Как показывает практика, усилия топ-менеджмента при применении традиционных методов управления персоналом далеко не всегда имеют успех, потому что криминальное поведение часто связано с отсутствием в коллективе положительных ценностных ориентиров.
Из чего складывается корпоративная культура?
Поведение сотрудников любой организации регулируется правилами, распоряжениями и традициями.
Правила – это принятые в компании требования к поведению и результатам труда работников. Кроме того, правила содержат точные предписания сотрудникам для выполнения тех или иных повторяющихся операций.
На одной из сетей АЗС для заправщиков существует правило – подойти и поздороваться с клиентом в течение 7 секунд после того, как автомобиль клиента остановится напротив топливно-раздаточной колонки.
Распоряжения – это устные или письменные указания руководителя сотруднику, побуждающие выполнить то или иное действие (неповторяющуюся операцию).
Традиции – это неосознанные правила и ценности, разделяемые членами коллектива. Это самый мощный инструмент регулирования поведения сотрудников. Если правила и распоряжения воспринимаются человеком как посягательство на его личную свободу, то традиции часто рассматриваются как выражение воли коллектива, а мнение коллектива, как правило, воспринимается более благосклонно. Иногда традиции – это правила и предписания, изначально пришедшие «сверху», которые со временем начинают поддерживаться всеми сотрудниками организации. А иногда традиции зарождаются в «недрах» коллектива.
В медицинском торговом холдинге существует традиция приходить на работу до официального начала работы. Сотрудники обмениваются последними новостями, пьют кофе и к началу рабочего дня занимают свои рабочие места.
В головном офисе одной из российских промышленных компаний для женщин всегда существовало негласное правило: тратить на одежду большую часть заработной платы. В случае если сотрудница продолжительное время не демонстрировала новых нарядов, она достаточно быстро оказывалась персоной нон-грата, а это означало, что движение по карьерной лестнице становилось почти невозможным.