Top.Mail.Ru
Не секрет, что информация сегодня ценится очень дорого. Умение добывать нужные сведения – это почти искусство. Но еще более важной задачей является охрана своей информации, обеспечение ее конфиденциальности и недоступности для конкурентов. Важно не просто предпринять меры по обеспечению ­сохранности коммерческой тайны, но и сделать это, не выходя за рамки закона.
Проблема конфиденциальности информации в период мирового экономического кризиса становится все более актуальной, так как сокращение штата работников, снижение зарплат, невыплата премий толкают людей искать другие источники дохода, не всегда легальные. При этом задачей собственников российских компаний является охрана коммерческой информации правовыми способами.

Режим коммерческой тайны

В российском законодательстве отношения, связанные с хранением, охраной и передачей такой информации, регламентированы Федеральным законом от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон № 98-ФЗ). Отдельные нормы, связанные с данным понятием, закреплены в Гражданском кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, Таможенном кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Федеральном законе «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. № 2124-1(ред. от 25.12.2008 г., с изм. от 09.02.2009 г.) и прочих нормативно-правовых актах.

Согласно ст. 3 Закона № 98-ФЗ под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом коммерческой тайны понимаются правовые, организационные, технические и иные меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, принимаемые ее обладателем.

В качестве субъектов, отношения которых регулируются Законом № 98-ФЗ, выступают участники рынка товаров и услуг, включая государство.

Такими участниками, согласно доктрине коммерческого права, являются:

  • а) организации, изготавливающие товары для реализации;
  • б) организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары, материалы, комплектующие изделия для использования в производственном процессе;
  • в) организации оптовой торговли, розничной торговли, общественного питания;
  • г) иные организации, участвующие в торговле или оказывающие услуги по продвижению товаров на рынке.

Кроме них, в торговом обороте участвуют индивидуальные предприниматели, субъекты Российской Федерации, территориальные и муниципальные образования, некоммерческие организации, организации с иностранными инвестициями, а также иностранные юридические лица и граждане.

Право на отнесение информации к коммерческой тайне, на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю этой информации (п. 1 ст. 4 Закона № 98-ФЗ).

При этом согласно п. 3 указанной статьи информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или на другом законном основании, считается полученной законным способом. Имеются в виду так называемые независимые открытия.

Практика показала, что большинство отдельных компонентов любой конфиденциальной информации могут быть свободно получены из открытых источников (Интернет, справочники и т.д.). Выяснить наверняка, скопировал ли конкурент ваши ресурсы или же составил их самостоятельно, занимаясь штудированием справочников и рассылкой предложений по электронной почте, при отсутствии доказательств факта его несанкционированного «проникновения» в инфраструктуру вашей организации практически невозможно.

Примером тому может служить следующее дело1.

Судебная практика

В данном постановлении суд дал оценку доводам ЗАО «А.Д.Д.» и ООО «А.Д.Д. Дистрибуция» об использовании их бывшими сотрудниками сведений о поставщиках, составляющих коммерческую тайну. Учредив собственную компанию – ООО «АЕГЭ», указанные лица заключали уже от своего имени договоры поставки с поставщиками компании, в которой раньше работали.

Материалами дела подтверждалось, что при заключении договоров с контрагентами ООО «АЕГЭ» использовало в качестве источников информации сведения справочника «Транспорт и экспедирование в России» издания Максимова (выпуск № 6, 2006 г.), а также сайты данных организаций в сети Интернет.

В связи с тем, что информация о поставщиках является открытой и общедоступной, суд признал, что сведения, использованные ООО «АЕГЭ» при заключении вышеназванных договоров, не отвечают критериям, согласно которым информация составляет коммерческую тайну. Следовательно, данная информация не попадает под действие режима коммерческой тайны.

Суд сделал выводы, согласно которым главным требованием режима коммерческой тайны является неизвестность информации третьим лицам, отсутствие свободного доступа к охраняемой информации, то есть обеспечение ее владельцем условий конфиденциальности. Эта информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу того, что она не известна никому, кроме ее обладателя. При этом информация теряет свой статус коммерческой тайны в случае, если она становится общедоступной, в частности, если данная информация была опубликована или представлена в Интернете.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Созыв и проведение годового общего собрания акционеров и участников

Разбираем в деталях, в какие сроки ООО и АО должны провести общие собрания, а также что необходимо сделать до их проведения, какие документы составить, как уведомить акционеров и участников, в какие сроки. Даем советы по регистрации участников / акционеров, а также составлению документов, фиксирующих проведение общего собрания. Приводим образцы решения о проведении очередного общего собрания участников ООО, уведомления акционера о проведении годового собрания, листа регистрации участников собрания ООО, протокола годового общего собрания акционеров, акта о вскрытии опечатанных бюллетеней для голосования.

Протоколы совмещенных и дистанционных заседаний

Все чаще заседания стали проводиться либо целиком дистанционно, либо в смешанном формате, когда часть участников присутствует лично, а часть – посредством удаленного доступа. Узнаете, когда это возможно и каким образом оформлять протоколы таких заседаний, в частности в сложных ситуациях, например, когда прерывается связь и количество участников меняется. Приводим образцы протоколов заседаний.

Антикризисные правила для общих собраний в АО и ООО

С марта начинают проводить годовые общие собрания акционеров и участников обществ. В вопросах порядка их проведения, а также по некоторым иным в российском законодательстве сейчас действуют временные послабления. Рассматриваем их подробно и параллельно напоминаем ключевые сроки и действия, о которых надо знать всем, кто сталкивается с проведением общих собраний.

Заверения при продаже бизнеса

Один из кейсов в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023) привлекает особое внимание всех, кто когда-либо сталкивался с продажей бизнеса путем передачи юридического лица. Мнение ВС РФ усилило возможности защиты прав покупателя организации. На основе анализа позиции суда предлагаем формулировки в договор о продаже компании с заверениями, которые помогут обезопасить будущие риски как покупателю, так и продавцу.

Подписание документов управляющей компанией

Законодательство предусматривает особый способ передачи управляющей организации или управляющему полномочий руководителя компании. Чтобы оформить все по правилам, необходимо учесть множество нюансов и составить ряд документов. Поговорим о том, в соответствии с какими бумагами управляющая организация будет осуществлять свои полномочия; какие документы следует составить и что в них записать. Приведем примеры составления приказов, образец доверенности и фрагмент договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации.

Как унаследовать долю в ООО

Наследование долей в обществе – процесс длительный и трудоемкий. Практика показывает, что при применении законодательства, регулирующего наследование долей, возникает немало вопросов. Большинство из них вызвано сложным переплетением норм наследственного, корпоративного и семейного права. А наибольшие трудности возникают при получении согласия других участников на переход доли к наследнику. Рассмотрим этапы наследования доли в ООО и наиболее сложные моменты, которые обычно возникают на практике.

Корпоративные споры. Проблемы оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью

В продолжение нашего цикла статей о корпоративных спорах мы затронем важную тему о порядке заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Вопросы наследования долей в ООО или ситуация выхода из дедлока (о них мы говорили в предыдущих статьях) – ​случаи интересные, но касаются не всех организаций. А вот вопрос о том, является ли заключаемая сделка крупной и нужно ли получать согласие на ее совершение, возникает в практике большинства компаний. В статье мы рассмотрим, какие сделки относятся к крупным и сделкам с заинтересованностью, какого рода проблемы могут возникнуть при квалификации сделок как крупных. Разберем порядок заключения подобных сделок, а также посвятим вас в тонкости оспаривания.

Что компания должна знать о своих бенефициарах

По закону компании обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах или хотя бы принимать меры по установлению информации о них. Причем штрафы за невыполнение этих обязанностей более чем серьезные. Узнаем, кто считается бенефициарным владельцем, как его установить, какую информацию о нем должна знать компания и главное – кому и как ее нужно сообщить.