• Журнал «Юридический справочник руководителя» июнь 2009
  • Рубрика Взаимоотношения с государственными органами

Правовые аспекты лицензирования

  • 0 комментариев
  • 11 просмотров
В статье раскрывается правовое значение лицензирования, правила получения лицензии, а также нормативные положения о лицензировании отдельных видов деятельности. Кроме того, рассматриваются случаи правомерного и неправомерного отказа в выдаче лицензии, степень ответственности за нарушение лицензионного законодательства и другие правовые аспекты лицензирования.


В настоящее время необходимость государственного регулирования экономических отношений получает все большее признание: формируется нормативная основа деятельности хозяйствующих субъектов, в практическую сферу внедряются эффективные правовые средства, призванные обеспечить реализацию прав предпринимателей при параллельном соблюдении общественных и государственных интересов. Одним из наиболее эффективных механизмов государственного регулирования рыночных отношений можно считать лицензионную систему.

Правовой институт лицензирования обеспечивает сбалансированное функционирование рынка путем осуществления «фильтрации» потенциальных предпринимателей с целью не допустить в экономическую сферу недобросовестных хозяйствующих субъектов. Данный институт, являясь совокупностью правовых норм, регулирует две группы общественных отношений:

  • отношения в сфере создания и организации деятельности экономических субъектов;
  • отношения, возникающие между органом исполнительной власти и лицом, желающим получить (получившим, утратившим) лицензию.

Основные положения

Лицензирование – это комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий; переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий; приостановлением и возобновлением действия лицензий; аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов. Итак, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ст. 49 ГК РФ).

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (лицензиату). Выполнение лицензиатом этих требований и условий является обязательным при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Специальное разрешение (лицензия) не ограничивает права и свободы хозяйствующего субъекта, а разрешает осуществление деятельности, которая без должного контроля со стороны государства может нанести ущерб правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ (ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. (далее – Закон о лицензировании). Государство в лице компетентных органов, таким образом, осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.

Вместе с тем важным становится вопрос о пределах такого контроля. В ст. 3 Закона о лицензировании закреплены принципы лицензирования, которые характеризуют систему лицензирования в России и ограничивают необоснованное вмешательство государства:

  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  • установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
  • установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Таким образом, юридическое лицо или предприниматель не могут быть ограничены в правах, иначе как в случаях, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано в суд.

Субъектами лицензируемой деятельности, с одной стороны, являются лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а с другой – юридические лица и индивидуальные предприниматели, наделенные специальной правоспособностью на основании выдачи им специального разрешения на такую деятельность (лицензии).

Важно отметить, что субъективные права, возникшие у лицензиата, нельзя передать другому лицу, за исключением прав правопреемства или реорганизации предпринимателя (организации).

К объектам лицензирования относят:

  • а) собственно хозяйственную деятельность, которая не ограничена количественными критериями и носит длящийся характер (лицензирование видов деятельности);
  • б) отдельные хозяйственные операции, исчерпывающиеся однократным действием и имеющие количественные признаки.

Виды лицензируемой деятельности

В Законе о лицензировании содержатся два перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию. По одному перечню (ст. 17) лицензирование осуществляется в соответствии с указанным Законом, это так называемый общий перечень. Лицензирование видов деятельности, указанных в данном перечне, прежде всего осуществляется с целью охраны частных интересов – интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.