Top.Mail.Ru

Налоговый "наезд", или типичные нарушения сотрудников налогового органа

В статье автор рассматривает случай, когда сотрудники налогового органа при проведении выездной налоговой проверки ненадлежащим образом исследовали документы, предоставленные организацией. Потом, словно по цепной реакции, последовал ряд нарушений. Автор приводит контраргуметы на положения, сформулированные в решении налогового органа, которые помогут вам отстоять свои права в подобной ситуации.
Разумность фразы «уплатите налоги – и спите спокойно» оспаривать трудно, однако требования налогового органа не всегда бывают обоснованными. Проанализируем на примере одной из реальных ситуаций нарушения, допущенные должностными лицами ИФНС при проведении выездной налоговой проверки.

В период с 21.05.2008 г. по 31.12.2008 г. на малом предприятии ООО «Полиграфический комбинат Экопак» (ООО) налоговыми органами проведена выездная налоговая проверка (ВНП), по результатам которой вынесено решение о привлечении ООО к ответственности (решение № 16-11/23 от 03.04.2009 г.). В соответствии с решением на основании ст. 126 ч. 1 с организации подлежат взысканию штрафы: за непредоставление документов (по 50 руб. за документ); за несвоевременное перечисление удержанного из заработной платы работников НДФЛ. Кроме того, налоговыми органами доначислен налог на прибыль в результате применения расчетного метода; доначислен ЕСН в части взносов в ФСС в результате непринятия налоговым органом к зачету расходов на цели государственного социального страхования (сумм, выплаченных работникам по больничным листам, «декретных» отпусков и т.п.)

Не составлен перечень требуемых документов

В решении указано, что ООО несвоевременно предоставило сотрудникам ИФНС 9 654 документа.

Следует отметить, что штраф по ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление по требованию налогового органа документов является самым распространенным нарушением среди отменяемых впоследствии судами. По мнению автора, это является следствием несовершенства ст. 93 НК РФ. Отсутствие в указанной статье НК РФ описания необходимых требований к составлению налоговым органом требования о предоставлении документов позволяет недобросовестным сотрудникам налоговых органов включать в требование (как и в случае, указанном в настоящей статье) расплывчатые формулировки, истребовать документы, не являющиеся документами по смыслу ФЗ «О бухгалтерском учете» и НК РФ, либо документы, не являющиеся необходимыми для целей исчисления налогов и выходящие за рамки компетенции ФНС РФ.

Таким образом, внесение налоговым органом в требование о предоставлении документов неточных формулировок и избыточного количества документов в совокупности с коротким сроком предоставления заверенных копий документов (10 дней) создает для малых предприятий объективную невозможность своевременного исполнения такого требования. И, как следствие, влечет наложение на налогоплательщика штрафа и необходимость впоследствии в суде исследовать правомерность требования о предоставлении документов. Как показывает практика, суды зачастую признают требование о предоставлении документов в части недействительным и снижают сумму штрафа.

Мнение эксперта

Такую ситуацию могли бы изменить поправки в п. 1 ст. 93 НК РФ, конкретизирующие допустимый объем подлежащих истребованию документов, раскрывающих само понятие термина «документ», вводящих критерии оценки необходимости затребованных документов для проверки. А также замена в п. 3 ст. 93 НК РФ фиксированного срока (10 дней) для предоставления заверенных копий документов по требованию на дифференцированный срок, определяемый в зависимости от объема включенных в требование документов. К примеру, из расчета 100 документов в день, но не менее пяти рабочих дней. Наличие такой нормы будет дисциплинировать должностных лиц налогового органа, вынуждая их включать в требование о предоставлении документов при проведении проверки только действительно необходимые документы в минимально необходимом количестве.

Однако действующая редакция ст. 93 НК РФ позволяет налоговому органу предъявлять налогоплательщику неконкретные и избыточные требования о предоставлении документов.

В рассматриваемом случае врученное в целях проведения ВНП требование о предоставлении документов не содержало их перечня (с указанием наименования согласно альбому унифицированных форм первичной учетной документации, даты составления и номера документа). Кроме того, предписывалось предоставить документы, которые не являются таковыми по смыслу НК РФ и Федерального закона «О бухгалтерском учете» или вообще не велись в организации на законном основании.

Более того, позиция судов по этому вопросу очевидна: они считают, что применение к налогоплательщику штрафных санкций по ст. 126 НК РФ недопустимо в случаях, когда в требовании отсутствует точное количество запрашиваемых документов.

Фрагмент документа

Постановление ФАС МО от 14.05.2007 № КА-А40/3717-07

«Для установления размера штрафа по ст. 126 НК РФ требование налогового органа должно содержать точное (конкретное) количество испрашиваемых документов (с указанием наименования, даты составления и номера документов)».

Под документами в НК РФ подразумевается термин «первичные учетные документы», в частности, это следует из ст. 120 НК РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», которая определяет значение термина «первичные учетные документы». Это документ, составленный по форме, содержащейся в альбомах...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Вещи с логотипом компании: учет для целей налогообложения

В целях поддержания положительного имиджа компания может выдавать своим сотрудникам для обязательного ношения предметы с логотипом компании (например, значки, галстуки, платки и пр.). Можно ли учесть затраты на их приобретение в расходах по налогу на прибыль и будут ли при передаче таких аксессуаров сотрудникам возникать объекты обложения НДС, НДФЛ и страховыми взносами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Три новые позиции ФНС России: реконструкция, дробление бизнеса, вычет по НДС

ФНС России продолжает анализировать противоречивую практику территориальных налоговых органов по актуальным вопросам, готовя обзоры, которые не только обязательны для нижестоящих налоговиков, но и полезны для налогоплательщиков. На этот раз мы разберем три вопроса, которые вызывают довольно много споров, – ​это расчет недоимки по НДС и налогу на прибыль при приобретении товаров у реальных продавцов (поставщиков), но через сомнительных контрагентов; учет налогов, уплаченных участниками схемы дробления бизнеса, у основного налогоплательщика; а также особенности расчета трехлетнего срока на заявление налогового вычета по НДС в случае гражданского спора.

Последствия приостановки договоров об избежании двойного налогообложения

Указом Президента РФ от 08.08.2023 № 585 было приостановлено действие отдельных положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения. Всего приостановлено 38 соглашений с «недружественными» странами, среди которых практически все страны Евросоюза, США, Южная Корея, Япония и другие. Анализируем, как это влияет на предпринимательскую деятельность. Даем ответы на наиболее часто возникающие вопросы: что означает приостановление соглашений об избежании двойного налогообложения? когда оно начало действовать? есть ли послабления для налогоплательщиков в связи с таким приостановлением? на что обратить внимание при выплате доходов иностранным организациям? и пр.

Налоговые риски договора простого товарищества

Простое товарищество представляет собой довольно эффективную форму объединения предпринимателей, позволяющую им не только соединить усилия для извлечения прибыли, но и регулировать налоговую нагрузку товарищей. В статье говорим о преимуществах договора, а также налоговой выгоде. Анализируем судебную практику. Даем советы, как избежать претензий налоговиков и снизить их внимание к себе, в частности почему так важно экономически обосновать целесообразность работы в рамках данного договора.

Вещи с логотипом компании: учет для целей налогообложения

В целях поддержания положительного имиджа компания может выдавать своим сотрудникам для обязательного ношения предметы с логотипом компании (например, значки, галстуки, платки и пр.). Можно ли учесть затраты на их приобретение в расходах по налогу на прибыль и будут ли при передаче таких аксессуаров сотрудникам возникать объекты обложения НДС, НДФЛ и страховыми взносами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Как составить жалобу в вышестоящий налоговый орган. Работающий образец

Не секрет, что компании редко бывают довольны работой налоговых инспекций. Задвоение налогов и объектов обложения, завышение налоговой базы, неприменение положенных по закону льгот – ​вот далеко не полный перечень нарушений, которые допускают налоговики. В частных беседах наиболее откровенные инспекторы подтверждают, что подобные нарушения далеко не единичны. Дескать, всему виной некорректная работа программного обеспечения. При этом не каждый юрист, руководитель или бухгалтер знает, что делать в такой ситуации. Разъясняем, как действовать, если налоговая инспекция нарушила права компании. Спойлер: самый эффективный способ – ​составить жалобу (по нашему образцу) в управление ФНС России.

ТОП-10 обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика

Налоговый кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня смягчающих обстоятельств. В нем есть положение, в соответствии с которым суд или налоговый орган, рассматривающие дело, могут признать смягчающими «иные обстоятельства». В связи с этим между компаниями и налоговыми инспекциями возникает немало споров по поводу того, являются ли те или иные обстоятельства смягчающими. Мы подобрали наиболее популярные основания, которые позволяют снизить штраф как минимум вдвое, а порой даже в сотни и в тысячи раз.

Переплата по налогам. Правила зачета

Практика показывает, что у многих организаций возникает переплата по налогам. Основных причин может быть две: либо организация сама переплатила налоги, либо излишние суммы взыскала налоговая инспекция. И в том и в другом случае компания вправе зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же или по другим налогам. Узнаем, как это сделать.