Согласно статистике Роструда в ходе проведенных в 2009 г. всех видов проверок госинспекторами труда было выявлено около 1,07 млн нарушений, связанных именно с охраной труда. Это на 400 тыс. меньше, чем в 2008 году. При совокупном уменьшении количества проверок по всей стране на 3% (речь идет о десятках тысяч) количество штрафов, в том числе административных, выросло на 25% по сравнению с 2008 годом. Это говорит либо о росте квалификации специалистов, проводящих проверку, либо о росте нарушений законодательства о труде. Таким образом, государственные инспекторы знают, как находить недостатки в работе кадровых служб, а работодатели заинтересованы в том, чтобы никаких нарушений не нашлось. Поэтому к проверке надо быть готовым. В статье мы поговорим о том, как проходит проверка и на что обращают внимание государственные инспекторы труда.
Государственные инспекторы труда в целях выполнения своих должностных обязанностей контролируют любые организации на всей территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Проверка в организации может быть плановой или внеплановой. Внеплановая инспекция может проводиться на основании заявления работников о нарушении их прав. Осуществляется проверка в основном по двум направлениям: четкое соблюдение организацией трудового законодательства и законодательства об охране труда. Но контроль может проводиться совместно с другими ведомствами, тогда цели проверки могут охватывать разные области права. При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля. Остановимся подробнее на плановой проверке, когда государственный инспектор обычно уведомляет о предстоящем мероприятии.
Права и обязанности государственных инспекторов труда
Государственный инспектор труда (по правовым вопросам и по охране труда) - представитель органов федеральной инспекции труда РФ. Данное должностное лицо государство наделило полномочиями осуществлять контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Поэтому права и обязанности у него жестко регламентированы.
Поговорим об обязанностях инспектора, которые перечислены в ст. 358 ТК РФ, в Федеральном законе от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также в Конвенции МОТ № 81 (1947 г.), которую Россия ратифицировала Федеральным законом от 11.04.1998 г. № 58-ФЗ.
Государственные инспекторы труда обязаны:
- соблюдать законодательство РФ;
- права и законные интересы работодателей;
- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
- считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы;
- обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию законов, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
- в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также организаций и принимать по ним в установленном порядке решения;
- хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности;
- не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Прав у трудовых инспекторов несколько больше. Закреплены они в ст. 357 ТК РФ. Все права, перечисленные в этой статье, государственные инспекторы должны реализовывать в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Законодательство также определяет порядок реализации любого из нижеперечисленных прав для создания возможностей объективного получения информации о нарушениях трудового законодательства. Государственные инспекторы имеют право:
- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности работодателей - физических лиц;
- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;
- направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
- запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;
- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Предупрежден, значит - вооружен, или Где стелить соломку
Наверное, каждому работодателю хочется пройти проверку без претензий со стороны Государственной инспекции труда. Плановые проверки - это заранее известная информация, которую можно получить в открытых источниках, например, на...