Top.Mail.Ru

И снова об охране труда: инструкция и инструктаж

Одним из основных документов, регламентирующих технику безопасности на предприятии, является инструкция по охране труда. Все ли знают, какие требования предъявляются к составлению этого документа? Кто отвечает за его разработку? Как хранить и учитывать инструкции? Для кого их следует делать? На эти, а также многие другие вопросы автор ответила в нашей статье. Кроме того, вы найдете образец готовой инструкции, примеры заполнения журналов их учета.

Во всем цивилизованном мире законодательство обязывает работодателей обеспечить для работников необходимый стандарт техники безопасности и охраны здоровья. Например, в Европейском сообществе это «Закон об охране труда и техники безопасности» от 1974 г., а в нашей стране обеспечение безопасных условий труда регламентируют статьи Трудового кодекса РФ, постановление Минтруда РФ № 1, Минобразования РФ № 29 от 13.01.2003 г. «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее – Постановление), ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 г. № 2797 (далее – ГОСТ 12.0.004-90), и отраслевые нормативные правовые акты.

Требования техники безопасности и охраны здоровья относятся к четырем сферам, которые затрагивают все виды деятельности на рабочих местах. Это требования к:

  • безопасности эксплуатации производственных и рабочих систем (машин, оборудования и др.);
  • использованию, сохранению и транспортировке товаров и материалов;
  • месту работы, к входам и выходам в учреждение (вход, выход, коридор, проходы);
  • рабочей среде и соответствующим удобствам (чистота, свежий воздух, предметы для оказания первой помощи, питьевая вода и др.).

В соответствии с трудовым законодательством (см. в частности статьи 211 и 212 ТК РФ) работодатели не только должны обеспечить сотрудникам безопасную работу, но и снабдить их необходимой информацией, соответст вующими инструкциями, проводить обучение и осуществлять контроль за соблюдением техники безопасности. Нарушение этих обязанностей может привести к возбуждению уголовного дела (например, если из-за халатности ответственных за безопасность лиц работник получит тяжелые травмы). Но не менее важно участие самих сотрудников организации в обеспечении безопасной рабочей среды. В их обязанности входит:

  • изучение инструкций и правил при выполнении конкретных работ;
  • использование спецодежды;
  • умение пользоваться средствами пожаротушения;
  • умение оказывать первую помощь;
  • знание порядка эвакуации при несчастных случаях и т.д.

Любая организация обязана разработать политику в области обеспечения безопасности труда. Она должна быть документально оформлена, одобрена старшим должностным лицом, ответственным за технику безопасности, и пересматриваться каждые 2-3 года в зависимости от структурных преобразований и смены персонала.

Одним из основных документов, регламентирующих технику безопасности на предприятии, является инструкция по охране труда. Это внутренний нормативный документ организации, который содержит основные требования безопасного выполнения работ и предназначен для проведения инструктажей по охране труда на рабочих местах.

Требования инструкций являются обязательными для работников. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины со всеми вытекающими последствиями. Так, согласно статье 81 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, а именно – нарушения требований по охране труда, если оно повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий. За совершение дисциплинарного проступка статья 192 ТК РФ предусматривает наложение взыскания вплоть до увольнения по соответствующим основаниям.

Разрабатываем инструкцию

Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда, а также требования к их содержанию регламентируются Методическими рекомендациями по разработке государственных требований охраны труда, утвержденными постановлением Минтруда России от 17.12.2002 г. № 80.

Инструкции по охране труда могут разрабатываться как для работников отдельных профессий, так и на отдельные виды работ (в одной и той же профессии, допустим, в сварке, могут выполняться разные виды работ, например, электродуговая сварка, сварка электронным лучом и т.д.). Они разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в технической документации завода – изготовителя оборудования, с которым имеют дело работники, с учетом конкретных условий производства и т.д.

Разработке инструкции по охране труда предшествует издание приказа работодателя и составление перечня профессий и видов работ, для которых, собственно, она и разрабатывается. При этом перечень составляется на основании штатного расписания организации.

В инструкции по охране труда должны быть указаны конкретные требования по безопасной эксплуатации оборудования, безопасному выполнению технологических процессов и по общим вопросам условий труда, определены безопасные методы и приемы труда, последовательность их выполнения.

В составлении инструкции принимают участие руководители соответствующих структурных подразделений организации, а утверждают документ руководители организации по согласованию с соответствующим профсоюзным или иным представительным органом. Инструкция для работников вводится в действие, начиная со дня ее утверждения.

Содержание документа

Каждой инструкции присваивается наименование и номер. В наименовании следует кратко указать, для какой профессии или вида работ она предназначена.

Документ должен содержать следующие разделы:

  1. Общие требования охраны труда.
  2. Требования охраны труда перед началом работы.
  3. Требования охраны труда во время работы.
  4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
  5. Требования охраны труда по окончании работы.

Рассмотрим содержание этих разделов подробнее.

Итак, в раздел «Общие требования охраны труда» рекомендуется включать:

  • условия допуска работников к самостоятельной работе по соответствующей профессии или к выполнению соответствующего вида работ (возраст, пол, состояние здоровья, проведение инструктажей и т.п.);
  • указания о необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
  • требования по выполнению режимов труда и отдыха;
  • перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы;
  • перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых в соответствии с установленными нормами, с указанием обозначений государственных, отраслевых стандартов или технических условий на них;
  • требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности;
  • порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;
  • указания по оказанию первой (доврачебной) помощи;
  • правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

Раздел «Требования охраны труда перед началом работы», как правило, содержит:

  • порядок...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Отвечаем на запросы о предоставлении персональных данных

В организацию время от времени приходят запросы от сторонних лиц. Это могут быть как государственные (муниципальные) органы и организации, так и коммерческие компании. В каком случае у работодателя есть обязанность ответить на запрос о представлении персональных данных, а когда он должен (или может) отказать? Какие сроки установлены для ответа на запросы суда, прокуратуры, ОВД, судебных приставов и пр.? Показываем, как организовать процесс ответов на внешние запросы (с образцами оформления ответов на различные запросы, в т.ч. об отказе предоставить сведения, а также примерами исчисления сроков исполнения запросов).

Личный кабинет работодателя по охране труда

С 01.03.2023 работодатели, проводящие обучение собственных работников самостоятельно, обязаны регистрировать такое обучение и получать индивидуальные номера из федерального реестра. В статье обсуждаем: какие требования должен выполнить работодатель, осуществляющий обучение самостоятельно, легко ли работать с реестром, зачем нужен кабинет по охране труда. Узнаете, с какими сложностями сталкиваются работодатели на практике при передаче информации в реестр, и сможете воспользоваться нашими рекомендациями о том, как их обойти.

10 важных дел кадровика накануне Нового года

Наступил декабрь, а это значит, что у кадровика есть определенные дела, которые обязательно надо закончить до начала Нового года. Напомним, какие основные задачи стоят перед службой персонала (приведем необходимый минимум), чтобы в предновогодней суете о них не забыть и уйти на праздники со спокойной совестью.

Согласие на обработку персданных работника-курьера

Курьер – ​особый сотрудник в компании. Его персональные данные передаются неограниченному количеству лиц – ​клиентам и иным контрагентам, их сотрудникам. Объясняем, как правильно работать с персданными курьеров, чтобы не нарушить действующее законодательство. Какие персональные сведения можно передать, как оформить их передачу третьим лицам и какая ответственность грозит за нарушение закона. Приводим готовый образец согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом для распространения.

Штатное расписание в вопросах и ответах

Столь важный кадровый документ, как штатное расписание, на практике вызывает немало вопросов. Обязательно ли оно для организации? Как утвердить новое штатное расписание и как часто оно должно составляться? Как правильно заполнить унифицированную форму № Т-3 и можно ли внести в нее дополнительные реквизиты? Как оформить изменение штатного расписания и каковы особенности этой процедуры при сокращении штата? Что такое штатная расстановка и чем она отличается от штатного расписания? На эти и другие актуальные вопросы вы найдете ответ в данной статье.

Меняем режим рабочего времени

Режим рабочего времени может быть изменен двумя способами: либо по соглашению с работником, либо работодателем в одностороннем порядке при наличии соответствующих оснований. Процедура смены режима рабочего времени зависит от того, каким образом в компании изначально зафиксирован режим. В статье рассмотрены возможные варианты оформления изменения режима с заполненными образцами документов.

Как избавиться от накопленных отпусков

Что делать, если сотрудники отказываются идти в отпуск, а «задолженность» по отпускам у них накопилась значительная? Можно ли направить людей в отпуск в одностороннем порядке? Какая ответственность грозит работодателю, если проверяющие обнаружат «недобор» по отпускам? «Сгорают» ли неиспользованные отпуска, если сотрудник отказывается уходить в отпуск два года и более?

Работник в случае конфликта уходит на «больничный»: методы борьбы

Каждый работодатель сталкивался с работниками, которые при возникновении конфликта, опасности опалы руководства и риска несения наказания за невыполнение своих обязанностей вдруг пропадали, а позже оказывалось, что у них на руках есть листки нетрудоспособности. Работодатели используют различные средства, чтобы вывести мнимых больных на чистую воду, однако далеко не все они законны. О том, какую стратегию выбрать, читайте в статье нашего автора.