• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» сентябрь 2008
  • Рубрика Технологии эффективности

Прием на работу и оформление трудовых отношений с работниками гражданской авиации

  • 0 комментариев
  • 19 просмотров
Мы продолжаем публиковать статьи об особенностях трудовых отношений с работниками различных профессий. Сегодня поговорим о работниках гражданской авиации, а точнее – о правилах оформления таких сотрудников на работу. Воздушный кодекс выделяет две категории работников гражданской авиации: сотрудники кабинного и летного состава. Разумеется, условия приема на работу летчиков гораздо жестче, чем бортпроводников. Поскольку автор статьи – сотрудник кадровой службы крупной авиакомпании, она не только рассказала о законодательных требованиях приема на работу персонала, но и поделилась собственным опытом проведения конкурсов при отборе кандидатов на соответствующие должности.


Рубрику «Профессия» продолжает статья, посвященная трудовым отношениям работников гражданской авиации. В ней мы расскажем о требованиях, предъявляемых к таким сотрудникам при приеме на работу, и о нюансах оформления «приемных» документов.

Правовая база

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения работников гражданской авиации, являются:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (а именно – статьи 328–330 и 413 ТК РФ);
  • Воздушный кодекс Российской Федерации;
  • приказ Минтранса РФ от 21.11.2005 г. № 139 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации»;
  • постановление Правительства РФ от 13.08.1996 г. № 996 «Об утверждении Временного положения об авиации общего назначения Российской Федерации»;
  • Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, конкурсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», введенные в действие приказом Минтранса России от 22.04.2002 г. № 50 (далее – приказ № 50);
  • постановление Министерства труда и социального развития РФ от 05.03.2004 г. № 29 «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов организаций гражданской авиации» (в ред. приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2007 г. № 261) (далее – приказ № 29).

Конечно, существует и много других документов, о которых мы будем упоминать по ходу статьи.

Требования к работникам при приеме на работу

В соответствии со статьей 56 Воздушного кодекса Российской Федерации работников гражданской авиации условно можно разделить на две категории:

  • работников летного экипажа (командир воздушного судна, второй пилот, бортштурман, бортовой инженер, бортовой механик, включая инструкторов);
  • работников кабинного экипажа (бортпроводники и бортоператоры).

Требования, предъявляемые при приеме на работу, и условия труда работников этих категорий различаются между собой. И неудивительно: нагрузка и обязанности этих работников тоже очень разнятся.

Для наглядности приведем обязанности главного штурмана и бортпроводника (см. Пример 1).

Пример 1
Свернуть Показать

Обязанности главного штурмана:

  • организация инспекции деятельности штурманской службы и штурманского обеспечения полетов авиационного предприятия, обеспечение экипажей воздушных судов аэронавигационной информацией, обучение руководящего, командно-летного и инструкторского состава авиационного предприятия всем видам применения авиации;
  • проверка уровня штурманской подготовки по самолетовождению командно-летного состава авиационного предприятия;
  • осуществление надзора за состоянием учета, хранения и обеспечения авиационного предприятия топографическими картами и штурманским снаряжением;
  • организация проведения мероприятий по совершенствованию штурманского обеспечения полетов, перелетов и специальных авиационных работ;
  • осуществление надзора за проведением штурманской подготовки к полетам, разборов полетов, анализа полетной документации;
  • осуществление инспекторских проверок служб обеспечения полетов авиационного предприятия по штурманскому направлению;
  • раздача предписаний по устранению вскрытых недостатков, контроль их исполнения;
  • расследование случаев потери экипажем ориентировки и отклонения маршрута воздушного судна от воздушных трасс; анализ этих нарушений и разработка мероприятий по их предотвращению и т.д.

В обязанности бортпроводников входит:

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.