Top.Mail.Ru

Коэффициентно-долевой метод распределения коллективного заработка

В предыдущем номере мы предложили вниманию читателей разработанный автором коэффициентно-долевой метод распределения заработка, представили теоретическое обоснование возможности его использования при различных формах организации труда. В этой части статьи приводятся практические примеры расчета заработной платы работников бригады при поточно-конвейерной форме организации производства.
В предыдущем номере мы рассказали о коэффициентно-долевом методе (КДМ) распределения коллективного заработка, представили теоретическое обоснование возможности его использования при различных формах организации труда. В этой части статьи даны практические примеры расчета заработной платы работников при поточно-конвейерной форме организации труда.

Опыт внедрения КДМ показал, что наилучший эффект был достигнут на предприятиях, производящих в массовых масштабах ограниченную номенклатуру изделий в условиях поточно-конвейерной формы производства. Это было связано с тем, что удалось реализовать определенные резервы производительности труда там, где еще велика доля ручных работ, – на поточно-конвейерных линиях по сборке автомобилей, различных приборов, бытовой техники, обуви.

Например, на сборочных работах в машиностроении, как правило, занято более 30% основных производственных рабочих, что делает проблему совершенствования организации труда сборщиков весьма актуальной. Во всем мире на большинстве предприятий автомобильной промышленности используются поточно-конвейерные методы организации производства. Предложенные в начале прошлого века, эти методы были единственной возможностью вовлечь в производственно-трудовую деятельность огромные массы сельского населения и подготовить узкоспециализированных рабочих, способных с достаточно высоким темпом выполнять строго ограниченное число производственно-трудовых приемов.

Таким образом, была подготовлена база для дальнейшего развития поточной организации производства на основе максимальной дифференциации технологического процесса на большое число обособленных операций, осуществляемых при регламентированном ритме конвейера. Это потребовало решения очень важной задачи – подбора для каждого рабочего места одинакового по длительности выполнения количества элементов операций, не превышающих такта конвейера. И хотя в настоящее время синхронизация производственно-трудового процесса осуществляется экономико-математическими методами, а расчеты проводятся с помощью вычислительной техники, достичь эффективного варианта расстановки рабочих даже теоретически достаточно сложно.

Для того чтобы четко представлять имеющиеся резервы производительности труда, рассмотрим более подробно некоторые особенности построения производственно-трудового процесса на сборочных работах, выполняемых поточно-конвейерным методом.При этом можно выделить три аспекта: технологический, экономический и организационный.

С точки зрения первого на сборочных работах может существовать значительное число вариантов построения технологического процесса, каждый из которых позволяет в определенных границах вносить коррективы в последовательность и очередность выполнения отдельных операций, а при необходимости перераспределять их между рабочими.

Наибольший интерес представляет экономический аспект как основа повышения производительности труда. Рассмотрим его более подробно.

Главным источником повышения производительности при ручных формах работы является определенный разрыв между технически обоснованной расчетной нормой и фактическими затратами времени на ее выполнение, что связано с существенным влиянием субъективного, человеческого фактора на результативность производственно-трудового процесса. Для выполнения большинства сборочных операций требуются лишь физические усилия да определенная сноровка. Такие операции, несложные по своему характеру и состоящие в основном из действий «взять/захватить», «переместить», «соединить», «закрепить» и т.п., могут осуществляться рабочими с существенными различиями по времени их выполнения.

Другим способом повышения производительности труда является практическая реализация возможности отдельных рабочих работать более интенсивно и качественно по сравнению с производительностью среднего работника, учитываемой при построении соответствующих нормативов для определения затрат времени на выполнение ручных работ.

Но использовать эти резервы повышения производительности не так просто. Нужна определенная система организации и оплаты труда, при которой у работника проявляется стабильная и длительная мотивация к раскрытию и использованию личных, индивидуальных резервов повышения производительности труда.

Как показывает мировая практика хозяйствования, наиболее целесообразной и эффективной формой организации и оплаты труда на поточноконвейерных линиях является система начисления коллективного заработка по конечному результату на основе комплексной расценки. Однако переход на данную форму оплаты труда требует совершенствования распределительных отношений внутри первичного трудового коллектива (бригады). Суть проблемы, которая может при этом возникнуть, связана с необходимостью отказа от привычных форм начисления заработной платы на индивидуальной основе и применения новых принципов ее распределения между членами коллектива.

К настоящему времени предложено несколько различных подходов к разработке механизма распределения и его применению при расчете различных частей коллективного заработка: тарифной части, приработка, премии.

Ранее в условиях жесткого государственного регулирования заработной платы с его явной и откровенной задачей ее ограничения и выравнивания наиболее приемлемым казался вариант, при котором математический аппарат распределительного механизма строился в соответствии с присвоенным тарифным разрядом и временем, фактически отработанным сотрудником. Таким образом, распределялась главная – тарифная – часть коллективного заработка. В целях более полного учета индивидуального вклада каждого работника в результаты коллективного труда приработок и премию рекомендовалось распределять, дополнительно используя коэффициент трудового участия (КТУ), числовые значения которого как в сторону повышения, так и в сторону понижения ограничивались двумя единицами.

Многие специалисты по оплате труда обращали внимание на серьезное противоречие, имеющееся в данном варианте распределения коллективного заработка между членами бригады: начисление заработной платы всему первичному трудовому коллективу осуществляется по сдельной форме, а распределение между его членами – по повременной.

Не представляет большого труда заметить, что такой вариант построения оплаты труда при коллективных формах его организации не мотивирует работников на раскрытие внутренних, индивидуальных резервов повышения производительности.

Применительно к рыночной экономике такой вариант распределительных отношений нельзя считать эффективным, что и стало главной причиной создания предлагаемого в данной статье метода как одного из вариантов совершенствования коллективных форм организации и стимулирования труда. Основой построения коэффициентно-долевого метода стали необходимость и возможность учитывать индивидуальные результаты труда более объективно.

Для определения доли каждого члена бригады в общеколлективном заработке был предложен единственный распределяющий коэффициент, отражающий основные характеристики выполняемой конкретным сотрудником работы, – ее объем, сложность и условия выполнения. Этот коэффициент получил не специальное, а уже привычное название – коэффициент трудового участия (КТУ). Критерием оценки трудового вклада стали не отработанное время и потенциальные способности индивидуального работника, а фактически выполненная им работа, что крайне важно для раскрытия индивидуальных резервов производительности труда.

Математический аппарат данного метода предполагает определение некой базовой расчетной величины, принимаемой за единицу, с помощью которой можно оценивать рабочее место, где при нормальных условиях труда выполняется работа средней сложности, средней занятости в такте конвейера и с грузооборотом в соответствии с плановым сменным выпуском изделий.

Если эту среднюю величину сравнить с оценкой каждого рабочего места, то можно получить относительную величину (КТУбаз), которая показывает, насколько конкретное рабочее место, а следовательно, и выполняемая работа, отличается по своим организационно-техническим условиям от среднего в первичном трудовом коллективе уровня.

На практике для расчета базовой величины нужно использовать стоимостную оценку выполняемой работы, то есть сдельные расценки. При этом за основу может быть взята средняя расценка работы, закрепленной за первичным трудовым коллективом, или расценка рабочего места, на котором выполняется работа III разряда (как среднего) с нормальными условиями труда и средней занятостью. Рассчитанные таким образом по каждому рабочему месту или по отдельно взятой технологической операции величины называются базовыми значениями КТУ – КТУбаз.

Учитывая особенности движения предметов труда на поточно-конвейерных линиях, когда в конечном...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Полиграф в кадровой работе

Из статьи узнаете: что представляет собой исследование на полиграфе; как регламентируется его использование в российском законодательстве; в чем может быть польза от его применения работодателем, какие риски следует принимать во внимание; как сейчас складывается практика использования полиграфа в трудовых и связанных с ними отношениях. В вашем распоряжении – ​образцы формулировок в локальные нормативные акты и трудовые договоры, согласий на прохождение работниками и соискателями психофизиологического исследования с применением полиграфа и на обработку общих и специальных категорий персональных данных.

Как сохранить хорошие отношения после корпоратива

На службе по работе с персоналом (нередко совместно с отделом связей с общественностью, службой безопасности, юридическим отделом и пр.) лежит важная обязанность по организации корпоративных мероприятий. Как известно, одной из целей корпоратива является сплочение персонала, ликвидация потенциальной или уже существующей напряженности в коллективе. Особенно удачно это можно сделать именно под Новый год: праздник считается в России традиционно семейным, одним из самых любимых. Вот и коллектив предприятия хорошо поместить в теплую семейную обстановку. Но порой получается все с точностью до наоборот, когда именно после корпоратива работники делают неутешительное заключение: «Я думал, у нас нормальная контора, а у нас…». Рассказываем, откуда может проистекать такой пессимизм, что обычно служит ему причиной и на что обратить внимание, чтобы праздничное мероприятие запомнилось надолго позитивными эмоциями.

Как адаптироваться к работе после праздников

На последствия новогодних каникул жалуются многие работодатели. Их основная претензия заключается в том, что после праздников на рабочих местах сильно страдает дисциплина труда: работники тяжело включаются в трудовой процесс. Руководители организаций и кадровые службы задаются справедливым вопросом: что же сделать, чтобы праздники прошли для персонала без неблагоприятных последствий для трудового процесса, а работа после них началась наиболее эффективно? Даем рекомендации работникам и руководителям, чтобы после длительного отдыха все быстро и с новыми силами включились в работу.

Бесплатные российские сервисы видеоконференций

Несмотря на уход с российского рынка многих иностранных компаний, в том числе и сервисов для проведения онлайн-совещаний и встреч, нашим пользователям есть из чего выбрать. Знакомим вас с 6 популярными отечественными сервисами для проведения веб-конференций, перечисляем их основные функции, достоинства и недостатки. Сравниваем критерии их использования, чтобы вы могли выбрать наиболее подходящий вариант.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Подводные камни проверки компетенций работников

В целях эффективного функционирования каждый работодатель желает, чтобы в его компании были только сотрудники с необходимыми компетенциями. Но что такое «компетенции работника»? Как их проверить (именно с точки зрения законодательства) и зафиксировать результаты (чтобы, например, в случае недостаточности компетенций сотрудника можно было уволить или же, наоборот, обоснованно повысить ему заработную плату)? Ответим на эти вопросы с помощью наглядных примеров из судебной практики. Среди прочего уделим внимание таким доступным работодателям инструментам, как установление испытательного срока и проведение аттестации. Про иные методы оценки компетенций тоже расскажем.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.