Top.Mail.Ru
С наступлением весны и приближением лета мысли сотрудников все чаще заняты не работой, а предстоящим отпуском. И если у каждого из нас отдых ассоциируется с приятными заботами, то кадровику эта «отпускная чехарда» доставляет немало хлопот. Ведь нередки ситуации, когда один работник хочет взять часть отпуска для посадки картошки, а часть – для сбора урожая, другого приходится отзывать из отпуска в связи с производственной необходимостью, а третий сам отдыхать не хочет и просит взамен денежную компенсацию. Бывает и так, что кадровику приходится продлевать или переносить отпуск заболевшему на отдыхе сотруднику. Мы постараемся ему помочь и расскажем о том, чем руководствоваться и как действовать во всех этих случаях.
Приближается лето – период дополнительной «отпускной» нагрузки на специалистов кадровых служб. И если для работников сейчас вполне естественно мечтать о предстоящем отдыхе, выбирать путевки и паковать чемоданы, то кадровику – самое время «освежить» в памяти положения Трудового кодекса, устанавливающие правила предоставления отпусков.

Однако и работники не всегда имеют возможность в полной мере насладиться своим правом на отдых. Нередко возникают ситуации, когда необходимо отозвать сотрудника из отпуска, перенести отпуск на более поздний срок или разделить его на части. А некоторые работники и вовсе решат заменить положенный им отпуск денежной компенсацией. Как вести себя в данных случаях кадровику, какими нормами действующего законодательства руководствоваться и какие документы оформлять? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в данной статье.

Делим отпуск на части

Во многих организациях практикуется предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска по частям, например, в зимний и летний периоды. Правила деления отпуска на части устанавливает ст. 125 ТК РФ, в соответствии с которой такое разделение возможно по соглашению между работником и работодателем. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. Количество и продолжительность остальных частей отпуска законодательство не ограничивает.

Обратите внимание, что работодатель не может по собственной инициативе разделить отпуск работника, сделать это можно только по соглашению сторон. Однако работодатель вправе отказать работнику, изъявившему желание разделить свой отпуск (например, в связи со спецификой работы), как, впрочем, и работник может не согласиться с предложением работодателя.

Пример 1

Работнику положен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 38 календарных дней. При использовании отпуска по частям в один из отпускных периодов он обязан «отгулять» не менее 14 календарных дней. Оставшиеся 24 дня работник может использовать все вместе либо с согласия работодателя разделить их еще на несколько частей, например, на две части продолжительностью 12 дней или на три части по 8 дней каждая.

Вопрос о разделении ежегодного оплачиваемого отпуска на части может решаться как на этапе составления графика отпусков, так и непосредственно при предоставлении отпуска. Если часть отпуска не использована в том рабочем году, за который она полагается, она переносится на следующий год.

Следует иметь в виду, что даже если сотрудник берет отпуск на два- три дня, необходимо соблюдать все правила, установленные действующим законодательством для процедуры предоставления отпусков. Для оформления отпуска любой продолжительности обязательны:

  • заявление сотрудника;
  • приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику (унифицированная форма Т-6);
  • записка-расчет для начисления отпускных;
  • отметка в личной карточке работника Т-2;
  • отметка в табеле учета рабочего времени (унифицированная форма Т-12 или Т-13);
  • отметка в графике отпусков (унифицированная форма Т-7).

Указанные унифицированные формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. № 1.

Кроме того, в соответствии со ст. 136 ТК РФ не позднее трех дней до начала части отпуска работнику должны быть выплачены отпускные. За их несвоевременную выплату работодатель несет материальную ответственность. Согласно ст. 236 ТК РФ работодатель обязан выплатить отпускные с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Пример 2

15 апреля 2009 г. работник обратился за предоставлением части ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью в три календарных дня – с 23 по 25 апреля. Отпускные должны были быть выплачены не позднее 20 апреля. Однако в организации существовала практика выплаты отпускных одновременно с заработной платой, которая, опять же в нарушение законодательства, выплачивалась один раз в конце месяца. Отпускные работнику были выплачены только 30 апреля. За эту задержку сотруднику полагается денежная компенсация, рассчитываемая по правилам ст. 236 ТК РФ следующим образом:

Отзываем из отпуска

В некоторых случаях у работодателя возникает необходимость прервать отпуск, предоставленный работнику. Например, заместитель главного бухгалтера организации ушел в отпуск, а в этот период главный бухгалтер решил уволиться или «нагрянула» внеплановая проверка. Возможность отзыва работника из отпуска предусматривает ст. 125 ТК РФ.

Отзыв из отпуска допускается только с согласия самого работника. Неиспользованная в связи с отзывом часть отпуска должна быть по выбору работника предоставлена в удобное для него время в течение текущего рабочего года либо присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

Конкретный перечень причин, по которым работник может быть отозван из отпуска, законодательством не...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Отвечаем на запросы о предоставлении персональных данных

В организацию время от времени приходят запросы от сторонних лиц. Это могут быть как государственные (муниципальные) органы и организации, так и коммерческие компании. В каком случае у работодателя есть обязанность ответить на запрос о представлении персональных данных, а когда он должен (или может) отказать? Какие сроки установлены для ответа на запросы суда, прокуратуры, ОВД, судебных приставов и пр.? Показываем, как организовать процесс ответов на внешние запросы (с образцами оформления ответов на различные запросы, в т.ч. об отказе предоставить сведения, а также примерами исчисления сроков исполнения запросов).

Личный кабинет работодателя по охране труда

С 01.03.2023 работодатели, проводящие обучение собственных работников самостоятельно, обязаны регистрировать такое обучение и получать индивидуальные номера из федерального реестра. В статье обсуждаем: какие требования должен выполнить работодатель, осуществляющий обучение самостоятельно, легко ли работать с реестром, зачем нужен кабинет по охране труда. Узнаете, с какими сложностями сталкиваются работодатели на практике при передаче информации в реестр, и сможете воспользоваться нашими рекомендациями о том, как их обойти.

10 важных дел кадровика накануне Нового года

Наступил декабрь, а это значит, что у кадровика есть определенные дела, которые обязательно надо закончить до начала Нового года. Напомним, какие основные задачи стоят перед службой персонала (приведем необходимый минимум), чтобы в предновогодней суете о них не забыть и уйти на праздники со спокойной совестью.

Согласие на обработку персданных работника-курьера

Курьер – ​особый сотрудник в компании. Его персональные данные передаются неограниченному количеству лиц – ​клиентам и иным контрагентам, их сотрудникам. Объясняем, как правильно работать с персданными курьеров, чтобы не нарушить действующее законодательство. Какие персональные сведения можно передать, как оформить их передачу третьим лицам и какая ответственность грозит за нарушение закона. Приводим готовый образец согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом для распространения.

Штатное расписание в вопросах и ответах

Столь важный кадровый документ, как штатное расписание, на практике вызывает немало вопросов. Обязательно ли оно для организации? Как утвердить новое штатное расписание и как часто оно должно составляться? Как правильно заполнить унифицированную форму № Т-3 и можно ли внести в нее дополнительные реквизиты? Как оформить изменение штатного расписания и каковы особенности этой процедуры при сокращении штата? Что такое штатная расстановка и чем она отличается от штатного расписания? На эти и другие актуальные вопросы вы найдете ответ в данной статье.

Меняем режим рабочего времени

Режим рабочего времени может быть изменен двумя способами: либо по соглашению с работником, либо работодателем в одностороннем порядке при наличии соответствующих оснований. Процедура смены режима рабочего времени зависит от того, каким образом в компании изначально зафиксирован режим. В статье рассмотрены возможные варианты оформления изменения режима с заполненными образцами документов.

Как избавиться от накопленных отпусков

Что делать, если сотрудники отказываются идти в отпуск, а «задолженность» по отпускам у них накопилась значительная? Можно ли направить людей в отпуск в одностороннем порядке? Какая ответственность грозит работодателю, если проверяющие обнаружат «недобор» по отпускам? «Сгорают» ли неиспользованные отпуска, если сотрудник отказывается уходить в отпуск два года и более?

Работник в случае конфликта уходит на «больничный»: методы борьбы

Каждый работодатель сталкивался с работниками, которые при возникновении конфликта, опасности опалы руководства и риска несения наказания за невыполнение своих обязанностей вдруг пропадали, а позже оказывалось, что у них на руках есть листки нетрудоспособности. Работодатели используют различные средства, чтобы вывести мнимых больных на чистую воду, однако далеко не все они законны. О том, какую стратегию выбрать, читайте в статье нашего автора.