Вопрос адаптации иностранных компаний на российском рынке и российских сотрудников в зарубежных компаниях – один из ключевых для стремительно развивающегося в нынешних условиях транснационального бизнеса. Как учесть особенности этики и ведения бизнеса двух различных культур при построении системы управления персоналом? Об опыте компании «Байер», международного химического концерна, основанного в Германии в 1863 году, о воплощении принципов устойчивого развития и социальной ответственности в политике управления персоналом и о том, как наиболее эффективно взаимодействовать с сотрудниками, нам рассказал руководитель отдела персонала компании ЗАО «Байер» Михаил Талалай.
Вопрос адаптации крупных компаний на новых для них зарубежных рынках всегда являлся одним из ключевых для транснационального бизнеса. Как подбирать сотрудников? По каким критериям? Как грамотно выстроить систему управления персоналом с учетом местных особенностей этики и ведения бизнеса? Эти и другие вопросы неоднократно вставали и перед иностранными компаниями, выходящими на российский рынок. И, пожалуй, мало кто имеет больший опыт в этой области, чем компания «Байер», поскольку первое предприятие концерна «Байер» за пределами Германии было открыто именно в Москве более 130 лет назад – в 1876 году. Численность персонала компании «Байер» в мире в 2008 финансовом году насчитывала 108,6 тыс. человек. «Байер» – международный химический концерн, основанный в Германии в 1863 году и занимающий ключевые позиции в мире в таких областях, как здравоохранение, защита растений и производство высокотехнологичных материалов. Концерн прилагает немалые усилия для воплощения в жизнь принципов устойчивого развития, осознавая и принимая на себя роль компании с высокой социальной, этической и гражданской ответственностью. Среди целей его корпоративной политики равное значение отводится экономической, экологической и социальной ответственности. О воплощении этих принципов в политике управления персоналом и о том, как наиболее эффективно взаимодействовать с сотрудниками, нам рассказал кандидат экономических наук, руководитель отдела персонала компании ЗАО «Байер» Михаил Талалай.
– Михаил Иосифович, на российский рынок компания вышла около 30 лет назад. Как корпоративная культура приживалась на российской почве? Какие изменения она претерпела?
– Во всем мире корпоративная культура базируется прежде всего на общественной культуре – на традициях, на представлениях общества о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». А эти представления, по большому счету, в разных странах примерно одинаковы. Каковы бы ни были традиции народа, какой бы ни была история страны, в любой культуре воровство, хамство, ложь, предательство – это плохо; сострадание, честность, верность слову, трудолюбие – это хорошо.
Некоторые изменения на российской почве наша корпоративная культура, конечно, претерпела. Главная причина этого – рост компании и численности ее коллектива в России. Когда-то сотрудников было немного, между ними поддерживались очень теплые и дружеские отношения, царила почти семейная атмосфера, праздники отмечались в форме капустников. Сегодня коллектив разросся, возникла необходимость в более формализованных, более официальных отношениях, появился регламент, а на смену капустникам пришли корпоративные праздники. Но это не значит, что остались только формализованные отношения, например, хорошая традиция отмечать дни рождения сотрудников, поздравлять их с важными событиями в жизни осталась.