• Журнал «Арсенал предпринимателя» ноябрь 2009
  • Рубрика Сделки и обязательства

Правовое регулирование товарных знаков

  • 0 комментариев
  • 11 просмотров
Прежде чем начать использовать некое обозначение в качестве товарного знака, предприниматель должен четко определить его правовой статус, а именно: можно ли применять данное обозначение в качестве товарного знака, обязательно ли его регистрировать, нет ли у него законного владельца и т.д.? В статье даются подробные ответы на эти вопросы.


Словосочетание «товарный знак» прочно вошло в оборот, а их использование стало неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Так, раскрученный товарный знак стимулирует интерес среди потребителей к товарам, отмеченным таким знаком, провоцирует их на покупки, а значит, и увеличивает доходы предпринимателей. О масштабах использования товарных знаков красноречиво говорят следующие цифры: только за 2008 год в нашей стране было зарегистрировано 36 617 товарных знаков. Успешный товарный знак, как правило, обладает различительной способностью, хорошо запоминается и вызывает у потенциального потребителя положительные ассоциации с тем товаром, который он индивидуализирует (маркирует). Эффективное продвижение товарного знака на рынке во многом определяется грамотной рекламной стратегией его владельца. Однако прежде чем начать использование какого-либо обозначения, предприниматель должен знать ответы на целый ряд вопросов, например, какие обозначения могут быть использованы в качестве товарных знаков, обязательна ли их регистрация, кто является законным владельцем товарного знака, какие права ему принадлежат и как ими грамотно распорядиться. Попробуем на них ответить.

Общие положения

ГК РФ выделяет следующие виды средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий:

За исключением фирменного наименования все остальные средства индивидуализации (в том числе и товарные знаки) вправе использовать в своей деятельности не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Обратите внимание, что физические лица, не зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, не могут обладать правами на тот или иной товарный знак.

Правовому регулированию отношений, связанных с использованием товарного знака, посвящен параграф 2 гл. 76 четвертой части ГК РФ. В значительной части нормы ГК РФ вобрали в себя положения действовавшего ранее Закона РФ от 23.09.1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Кроме того, наша страна участвует в ряде международных договоров, многие положения которых в той или иной степени также получили отражение в российском законодательстве2.

Определение товарного знака дано в статье 1477 ГК РФ, согласно которой это обозначение, используемое для индивидуализации товаров. Обозначение, используемое для индивидуализации работ и услуг, получило название знак обслуживания. Учитывая схожесть этих средств индивидуализации, правила о товарных знаках применяются и к знакам обслуживания. Поэтому все, что далее будет сказано о товарных знаках, относится также и к знакам обслуживания.

Как следует из приведенного определения, товарный знак – это обозначение, с помощью которого потребитель может отличить товары и услуги одного производителя от товаров и услуг другого. Товарный знак приравнивается к результатам интеллектуальной деятельности и является объектом интеллектуальной собственности.

В повседневной жизни распространены различные наименования товарного знака. Вот лишь некоторые из них: «товарная марка», «логотип», «торговый знак», «бренд», «фирменная символика». По своей сути все эти наименования являются синонимами, однако товарный знак – юридически более точное понятие. Из всего перечисленного только товарный знак официально отнесен ГК РФ к средствам индивидуализации и является объектом правовой охраны.

Так, словосочетание «торговая марка» – не что иное, как перевод с англ. «trademark». Именно этот термин используется, например, в документах ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности). Бренд представляет собой не столько юридическое понятие, сколько маркетинговое, и рассматривается, как правило, намного шире, чем товарный знак. Иногда понятие «бренд» применяют к общеизвестным товарным знакам. Логотип – это оригинальное изображение словесного обозначения, часто с использованием необычных шрифтов.

Разработать товарный знак для индивидуализации своих товаров, работ или услуг можно самостоятельно или обратившись в компанию, которая занимается этим профессионально. При создании товарного знака, как правило, учитываются различные факторы, начиная от способности обозначения сформировать у потребителя положительные ассоциаций с производимым (продаваемым) товаром до возможности введения дополнительной защиты от фальсификаций.

К сожалению, не всегда учитывается еще один весьма существенный фактор – наличие уже зарегистрированных товарных знаков, аналогичных или схожих с теми обозначениями, что находятся в стадии разработки. Особенно это характерно для случаев самостоятельного «придумывания» товарного знака. И может получиться так, что в результате большой творческой работы создан интересный товарный знак, который ранее уже был кем-то зарегистрирован. Печально, если в разработку такого товарного знака были вложены существенные средства (например, проведен социологический опрос потенциальных потребителей). Для того чтобы этого не произошло, рекомендуем в процессе создания нового обозначения отслеживать уже зарегистрированные товарные знаки, например, через информационные базы, представленные на сайте федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности – Роспатенте3.

Следует ли регистрировать используемое обозначение как товарный знак?

Безусловно, регистрация обозначения в качестве товарного знака – это право предпринимателя, действующее законодательство такой обязанности не содержит. Однако следует знать, что только обозначение, зарегистрированное в установленном законом порядке, подлежит правовой охране. При этом оно должно пройти проверку на соответствие критериям охраноспособности, которая осуществляется в Роспатенте (в структуре Роспатента данные функции выполняет Федеральный институт промышленной собственности федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам – ФГУ ФИПС). После регистрации товарного знака его владельцу выдается свидетельство на товарный знак.

Первоначальным законным владельцем товарного знака (его правообладателем) является лицо, на чье имя товарный знак зарегистрирован. Регистрация товарного знака предоставляет правообладателю целый комплекс прав:

  • использовать знак самостоятельно (например, для маркировки производимых товаров),
  • уступать (отчуждать) свое исключительное право или предоставлять право на использование знака третьим лицам,
  • запрещать всем другим лицам использовать этот знак либо сходные или совпадающие обозначения в отношении тех же товаров и услуг.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.