Прежде чем начать использовать некое обозначение в качестве товарного знака, предприниматель должен четко определить его правовой статус, а именно: можно ли применять данное обозначение в качестве товарного знака, обязательно ли его регистрировать, нет ли у него законного владельца и т.д.? В статье даются подробные ответы на эти вопросы.
Словосочетание «товарный знак» прочно вошло в оборот, а их использование стало неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Так, раскрученный товарный знак стимулирует интерес среди потребителей к товарам, отмеченным таким знаком, провоцирует их на покупки, а значит, и увеличивает доходы предпринимателей. О масштабах использования товарных знаков красноречиво говорят следующие цифры: только за 2008 год в нашей стране было зарегистрировано 36 617 товарных знаков. Успешный товарный знак, как правило, обладает различительной способностью, хорошо запоминается и вызывает у потенциального потребителя положительные ассоциации с тем товаром, который он индивидуализирует (маркирует). Эффективное продвижение товарного знака на рынке во многом определяется грамотной рекламной стратегией его владельца. Однако прежде чем начать использование какого-либо обозначения, предприниматель должен знать ответы на целый ряд вопросов, например, какие обозначения могут быть использованы в качестве товарных знаков, обязательна ли их регистрация, кто является законным владельцем товарного знака, какие права ему принадлежат и как ими грамотно распорядиться. Попробуем на них ответить.
Общие положения
ГК РФ выделяет следующие виды средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий:
- фирменное наименование,
- товарный знак (знак обслуживания),
-
коммерческое обозначение1,
- наименование места происхождения товара.
За исключением фирменного наименования все остальные средства индивидуализации (в том числе и товарные знаки) вправе использовать в своей деятельности не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Обратите внимание, что физические лица, не зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, не могут обладать правами на тот или иной товарный знак.
Правовому регулированию отношений, связанных с использованием товарного знака, посвящен параграф 2 гл. 76 четвертой части ГК РФ. В значительной части нормы ГК РФ вобрали в себя положения действовавшего ранее Закона РФ от 23.09.1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Кроме того, наша страна участвует в ряде международных договоров, многие положения которых в той или иной степени также получили отражение в российском законодательстве2.
Определение товарного знака дано в статье 1477 ГК РФ, согласно которой это обозначение, используемое для индивидуализации товаров. Обозначение, используемое для индивидуализации работ и услуг, получило название знак обслуживания. Учитывая схожесть этих средств индивидуализации, правила о товарных знаках применяются и к знакам обслуживания. Поэтому все, что далее будет сказано о товарных знаках, относится также и к знакам обслуживания.
Как следует из приведенного определения, товарный знак – это обозначение, с помощью которого потребитель может отличить товары и услуги одного производителя от товаров и услуг другого. Товарный знак приравнивается к результатам интеллектуальной деятельности и является объектом интеллектуальной собственности.
В повседневной жизни распространены различные наименования товарного знака. Вот лишь некоторые из них: «товарная марка», «логотип», «торговый знак», «бренд», «фирменная символика». По своей сути все эти наименования являются синонимами, однако товарный знак – юридически более точное понятие. Из всего перечисленного только товарный знак официально отнесен ГК РФ к средствам индивидуализации и является объектом правовой охраны.
Так, словосочетание «торговая марка» – не что иное, как перевод с англ. «trademark». Именно этот термин используется, например, в документах ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности). Бренд представляет собой не столько юридическое понятие, сколько маркетинговое, и рассматривается, как правило, намного шире, чем товарный знак. Иногда понятие «бренд» применяют к общеизвестным товарным знакам. Логотип – это оригинальное изображение словесного обозначения, часто с использованием необычных шрифтов.
Разработать товарный знак для индивидуализации своих товаров, работ или услуг можно самостоятельно или обратившись в компанию, которая занимается этим профессионально. При создании товарного знака, как правило, учитываются различные факторы, начиная от способности обозначения сформировать у потребителя положительные ассоциаций с производимым (продаваемым) товаром до возможности введения дополнительной защиты от фальсификаций.
К сожалению, не всегда учитывается еще один весьма существенный фактор – наличие уже зарегистрированных товарных знаков, аналогичных или схожих с теми обозначениями, что находятся в стадии разработки. Особенно это характерно для случаев самостоятельного «придумывания» товарного знака. И может получиться так, что в результате большой творческой работы создан интересный товарный знак, который ранее уже был кем-то зарегистрирован. Печально, если в разработку такого товарного знака были вложены существенные средства (например, проведен социологический опрос потенциальных потребителей). Для того чтобы этого не произошло, рекомендуем в процессе создания нового обозначения отслеживать уже зарегистрированные товарные знаки, например, через информационные базы, представленные на сайте федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности – Роспатенте3.
Следует ли регистрировать используемое обозначение как товарный знак?
Безусловно, регистрация обозначения в качестве товарного знака – это право предпринимателя, действующее законодательство такой обязанности не содержит. Однако следует знать, что только обозначение, зарегистрированное в установленном законом порядке, подлежит правовой охране. При этом оно должно пройти проверку на соответствие критериям охраноспособности, которая осуществляется в...