В данной статье мы рассмотрим этапы государственной регистрации товарного знака, особенности международной регистрации, расскажем о том, сколько времени занимает эта процедура и в какую сумму она может обойтись. Кроме того, мы уделим внимание правовой охране обозначений, зарегистрированных в качестве товарных знаков.
В данной статье мы продолжаем разговор о товарных знаках. Мы рассмотрим этапы государственной регистрации товарного знака, особенности международной регистрации, расскажем о том, сколько времени занимает эта процедура и в какую сумму она может обойтись. Кроме того, мы уделим внимание правовой охране обозначений, зарегистрированных в качестве товарных знаков.Регистрация товарного знака очень важна, поскольку исключительное (имущественное) право на товарный знак возникает только в силу его государственной регистрации (п. 1 ст. 1232 ГК РФ). Регистрация подтверждает тот факт, что обозначение соответствует установленным критериям охраноспособности и приобретает статус товарного знака.
Этапы регистрации, предусмотренные ГК РФ, условно можно разделить на три большие группы:
- подача заявки на регистрацию товарного знака;
- экспертиза поданной заявки;
- регистрация в Государственном реестре товарных знаков с выдачей свидетельства на конкретный товарный знак.
Необходимо выделить еще один этап - предварительный, без которого шансы зарегистрировать обозначение будут весьма незначительными. На этом этапе проводится проверка обозначения на «патентную чистоту». Данная проверка включает поиск:
- на тождество и сходство с ранее зарегистрированными товарными знаками,
- на тождество и сходство с товарными знаками, поданными на регистрацию и находящимися на экспертизе в Роспатенте.
Необходимость такого поиска связана с тем, что придумать совершенно «чистое» обозначение довольно сложно, поскольку количество разнообразных зарегистрированных товарных знаков огромно. Проверка обозначения поможет существенно сэкономить средства и время (например, если впоследствии, в ходе проведения экспертизы обозначения, выяснится, что существует тождественное или схожее до степени смешения обозначение, в регистрации будет отказано, но оплаченные пошлины при этом не возвращаются).
Подобную проверку можно заказать в Федеральном институте по промышленной собственности (ФИПСе), попытаться провести самостоятельно или обратиться к тем, кто этим занимается профессионально (патентные поверенные, юридические фирмы, оказывающие соответствующие услуги). В любом случае следует помнить, что неправильно проведенный поиск и анализ его результатов могут привести к дополнительным запросам при проведении экспертизы обозначения или к отказу в его регистрации.
После предварительного этапа следует переходить к следующему - к подаче заявки.
Подача заявки
Заявка на товарный знак подается заявителем в Роспатент (ФИПС). Требования к ее оформлению содержит статья 1429 ГК РФ, в соответствии с которой заявка должна содержать:
- заявление о государственной регистрации (с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения);
- само обозначение;
- перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация;
- описание заявляемого обозначения.
Обратите внимание, что на один товарный знак подается одна заявка. Иногда бывает необходимо зарегистрировать несколько вариантов обозначения. В этом случае на каждый вариант обозначения оформляется отдельная заявка.
Что касается перечня товаров, в заявке указываются классы товаров и услуг на основе Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), утвержденной в соответствии с Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков1.
В настоящее время действует 9-я редакция МКТУ (МКТУ-9), в соответствии с которой товары разделены на 34 класса, услуги - на 11.
Согласно МКТУ-9 одежда, обувь, головные уборы относятся к 25 классу МКТУ, а такие услуги, как реклама, менеджмент в сфере бизнеса, административная деятельность в сфере бизнеса, офисная служба - к 35 классу.
Один из вопросов, который может возникнуть при регистрации товарного знака, - как определить классы товаров и услуг, по которым нужно зарегистрировать товарный знак. Ответ на этот вопрос зависит от целей предпринимателя, регистрирующего товарный знак. Можно зарегистрировать товарный знак по всем классам, а можно по смежным классам товаров и услуг.
Корпорация Mirax Group зарегистрировала товарный знак «Миракс» по всем 45 классам МКТУ. Очевидно, что на практике по всем классам товаров и услуг данный товарный знак не будет использован. В связи с этим через три года заинтересованные лица смогут оспорить зарегистрированный товарный знак по неиспользуемым классам, например, компания, которая захочет выпускать под данным товарным знаком конфеты.
После составления заявка подписывается заявителем. Если она подается через патентного поверенного или иного представителя, ее должен подписать заявитель или представитель, подающий заявку. К заявке прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Язык подачи заявки - русский. При этом документы, прилагаемые к заявке, могут быть и на другом языке с приложением перевода. Датой подачи заявки считается день поступления указанных выше документов. Если документы предоставлялись не одновременно, день поступления последнего документа. После подачи заявки с документами заявки, представленными на дату подачи, вправе ознакомиться любое лицо (ст. 1493 ГК РФ).
Более детально вопросы составления и подачи заявки регламентируют Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (утв. приказом Роспатента от 05.03.2003 г. № 32). На сайте Роспатента можно найти и бланк заявки.
Заявка на товарный знак может быть отозвана заявителем на любой стадии ее рассмотрения, но не позднее даты государственной регистрации товарного знака (ст. 1502 ГК РФ).
Приоритет товарного знака
По дате подачи заявки устанавливается приоритет товарного знака (п. 1 ст. 1449 ГК РФ). Установление приоритета товарного знака имеет существенное значение, поскольку приоритет определяет момент, с которого в случае регистрации товарного знака возникает исключительное право на знак. Приоритет товарного знака - это своего...