Top.Mail.Ru

Нужно ли регистрировать интернет-сайт?

Значительное число медиаресурсов, к которым, безусловно, относятся и интернет-сайты, подлежат обязательной государственной регистрации в качестве СМИ, а их деятельность должна соответствовать требованиям законодательства о СМИ. В данной статье мы постараемся разобраться, в чем заключается процедура регистрации сайта в качестве СМИ и является ли она обязательной, в какую сумму обойдется регистрация, дает ли она какие-либо преимущества или накладывает новые обязанности на владельца сайта.
Предположим, вы являетесь владельцем интернет-сайта. Следует ли его регистрировать в качестве средства массовой информации? Такой вопрос вполне закономерен, поскольку значительное число медиаресурсов, к которым, безусловно, относятся и интернет-сайты, подлежат обязательной государственной регистрации в качестве СМИ, а их деятельность должна соответствовать требованиям законодательства о СМИ. В данной статье мы постараемся разобраться, в чем заключается процедура регистрации сайта в качестве СМИ и является ли она обязательной, в какую сумму обойдется регистрация, дает ли она какие-либо преимущества или накладывает новые обязанности на владельца сайта.

Сайт = СМИ?

Прежде чем перейти к процедуре регистрации сайта в качестве СМИ, необходимо ответить на вопрос, является ли сайт средством массовой информации. К сожалению, на сегодняшний день четкого ответа на этот вопрос нет. Это обусловлено тем, что действующее законодательство не содержит ни определения интернет-сайтов, ни критериев их отнесения к средствам массовой информации.

Правовой статус СМИ устанавливает Федеральный закон от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ). Основные понятия приведены в статье 2 указанного Закона. Так, под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Можно отметить, что к информации, размещенной на интернет-сайтах, приведенное определение «массовой информации» вполне подходит, поскольку содержание большинства сайтов предназначено как раз для неограниченного числа пользователей. В то же время средство массовой информации – это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

С одной стороны, периодическое распространение массовой информации является целью деятельности огромного числа интернет-ресурсов. Однако, с другой стороны не ясно, каким образом будет измеряться эта периодичность в отношении сайтов. К тому же идут в разрез с сайтом такие понятия, приведенные в статье 2 Закона о СМИ, как «продукция средства массовой информации» и «распространение средства массовой информации».

В частности, под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. Под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.

При этом часть 2 статьи 24 Закона о СМИ «Иные средства массовой информации» предусматривает, что правила, установленные Законом о СМИ для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видео текста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством РФ не установлено иное. На первый взгляд может показаться, что данная статья распространяет правовой режим радио- и телепрограмм на периодическое распространение массовой информации и через сеть Интернет. Однако и в данном случае используется понятие «распространение продукции средства массовой информации», которое не может быть применимо к интернет-ресурсам.

Таким образом, интернет-сайт по определению не относится к «иным средствам массовой информации», и любые требования к владельцам сайта об обязательной его регистрации являются беспочвенными. Как отмечается в письме Росохранкультуры от 26.02.2007 г. №07-07, «интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой природы». Иными словами, регистрация сайта как СМИ может быть произведена только при желании владельца сайта.

В связи с этим к владельцам сайтов не может быть применена статья 13.21 КоАП РФ, предусматривающая наложение административного штрафа за изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации.

Если же владелец интернет-ресурса хочет распространить на него правовой режим средства массовой информации, ему необходимо предпринять ряд формальных шагов для регистрации сайта в качестве СМИ.

Справка

Вопрос об отнесении интернет-сайтов к электронным СМИ является предметом обсуждения, в том числе и законодателей. Так, существуют предложения, суть которых сводится к тому, что регистрации должны подлежать сайты, посещаемость которых превышает 1000 уникальных посетителей в день. Указанная цифра взята по аналогии с печатными СМИ, поскольку в соответствии со статьей 12 Закона о СМИ государственная регистрация является обязательной для изданий, чей тираж превышает 1000 экземпляров. Существуют и иные проекты, например, по выделению интернет-сайтов в отдельную категорию СМИ – «сетевое СМИ» – и более четкому определению их правового режима.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен

Восьмичасовой рабочий день был придуман более века назад. Введение столь привычного нам графика работы было тогда, выражаясь современным языком, инновационным решением, которое во многом повысило эффективность труда. Но время идет, и все новое неизбежно устаревает. Вот и идея восьмичасового дня все чаще подвергается критике. Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен? И какой график работы является наиболее оптимальным? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Как из посетителей интернет-магазина сделать покупателей

Электронный бизнес пользуется все большей популярностью. Многие предприниматели покупают готовые интернет-магазины или сами создают их «с нуля». Как сделать, чтобы посетители вашего магазина стали его покупателями, читайте в нашей статье.

Сотовый телефон как троянский конь

Сотовый телефон уже стал одним из главных атрибутов делового человека. Про него можно смело сказать: «Без телефона как без рук». Однако о его вреде для здоровья ходит много слухов. Предлагаем разобраться, что из них миф, что ­реальность, а также как лучше его использовать.

Тайм-менеджмент, или Искусство все успевать

Всем нам знакомо ощущение, когда ни на что не хватает времени. Кажется, что в сутках мало часов, и, если бы еще чуть-чуть времени было в запасе, все идеи воплотились бы в жизнь. Психологи уверены: чтобы все успевать, нужно спокойно проанализировать свою жизнь, деятельность, расставить приоритеты и контролировать свой день. Тогда на смену беготне, суматохе и волнению по поводу невыполненных дел придет уравновешенность, спокойствие и вовремя осуществленные планы.

Особенности регистрации товарных знаков

Большинство предпринимателей для повышения узнаваемости своих продуктов, магазинов, салонов и т.п. разрабатывают товарные знаки. Но далеко не каждый бизнесмен его регистрирует, несмотря на высокий риск того, что это сделают конкуренты. В большинстве случаев это происходит из-за незнания необходимых процедур. Автор отвечает на наиболее часто возникающие у предпринимателей вопросы, связанные с регистрацией товарных знаков.

Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен

Восьмичасовой рабочий день был придуман более века назад. Введение столь привычного нам графика работы было тогда, выражаясь современным языком, инновационным решением, которое во многом повысило эффективность труда. Но время идет, и все новое неизбежно устаревает. Вот и идея восьмичасового дня все чаще подвергается критике. Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен? И какой график работы является наиболее оптимальным? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Как рассчитать оптимальную численность персонала

В условиях кризиса с проблемой оптимизации численности персонала приходится сталкиваться практически каждому предпринимателю. На помощь приходят проверенные статистические методы.

Бизнес на халяву, или Что можно получить в рамках спонсорства

Обычно у предпринимателей термины «спонсор» и «спонсорство» вызывают весьма неоднозначные ассоциации. Большинство считает, что спонсорские проекты – это удел крупных и высокодоходных компаний, которым «деньги девать некуда». А некоторые и вовсе уверены, что спонсорство и благотворительность – это одно и то же, и уж точно никаких доходов от него ожидать не стоит. На деле различные спонсорские проекты – отличная возможность для развития собственного бизнеса. Остается только разобраться в том, какие выгоды кроются в понятии «спонсор».