• Журнал «Арсенал предпринимателя» май 2010
  • Рубрика Трудовые отношения

Против кого дружите, или почему происходят конфликты в компании

  • 0 комментариев
  • 8 просмотров
В каждом коллективе бывают конфликты. Они способны испортить рабочую атмосферу, поссорить сотрудников, привести к срывам проектов и другим неблагоприятным последствиям. В статье автор рассказывает о том, какие конфликты бывают, как определить их истинные причины, рассматривает мотивы и потребности сотрудников в конфликтных ситуациях, а главное – не только дает рекомендации по предотвращению рабочих конфликтов, но и советы о том, как извлечь из них пользу.


Каждый из нас владеет общей информацией о конфликтах. Поэтому в данной статье мы постараемся посмотреть на конфликты, возникающие на предприятии, с практической стороны, а не с точки зрения теории конфликта в организации. Автор не обещает вам, что по прочтении этой статьи сегодня завтра в фирме наступит абсолютный мир, покой и благостная рабочая обстановка. Но то, что вы сможете замечать нужные вам детали и мелочи, пожалуй, пообещать можно. И, возможно, конфликт перестанет быть для многих проблемой, превратившись во вполне разрешимую рабочую ситуацию.

Почему мы конфликтуем друг с другом, что-то делим, на что-то претендуем, хотя каждый из нас за жизнь прочитал минимум пару умных книжек о том, как перестать конфликтовать или почему люди конфликтуют, послушал умных психологов о том, как надо досчитать до 10, прежде чем начать эмоционально высказываться, или представить себе картинку прекрасного оазиса в момент, когда перед тобой находится физиономия разъяренного коллеги? Эх! Почему-то устный счет не помогает, когда задели за живое. Прошли какие-то доли секунды – и получите, распишитесь: очередной конфликт уже постучался в дверь кабинета. Вот уж и вправду: во многом знании – многая печаль.

Как понять суть конфликта

Как правило, конфликт появляется там, где стороны хотят поделить некий объект, который в силу определенных причин является неделимым или его деление требует определенных условий, либо разделить его поровну не представляется возможным.

Пожалуй, это обязательное условие, без которого конфликт никогда не возникнет. Объект может иметь совершенно осязаемое материальное воплощение или находиться вне материальной оболочки. Таким образом, объектом может быть все что угодно – начиная от рабочего стола у окна, который никак не удается распилить нескольким претендентам, ибо тогда он перестанет быть рабочим местом, пригодным к использованию, да и половина стола никому не нужна; или зарплаты, которая почему-то больше у Петрова, хотя все остальные работают не меньше или не хуже, и заканчивая борьбой за власть и влияние.

Казалось бы, с объектом все понятно. И можно было бы подумать, что если мы определились, что делят участники конфликта, то его легко разрешить, не тратя на это рабочее время и душевные силы.

Но если посмотреть на ситуацию с «дележом» рабочего места, то все не совсем так, как нам может представляться. Например, все могло происходить по следующему сценарию (пример реальный, действующие лица по соображениям этики не обозначаются).

Господин А хотел сидеть за столом у окна, потому что ему мало света и так ему будет удобнее и комфортнее, а главное, он сохранит свое ухудшающееся зрение. К тому же в этом случае над ним не висит кондиционер, от которого он постоянно простужается.

Господин Б стремился занять его, поскольку это было самое престижное рабочее место в кабинете: большой стол, за которым раньше сидел начальник отдела, недавно переехавший в отдельный кабинет. Конечно же, в процессе конфликтного взаимодействия участникам он предъявлял совершенно иные потребности, например, «не хочу сидеть спиной к дверям».

Господину С в принципе было все равно, где находится его рабочее место, но в процессе перепалки господин А вскользь заметил, что С, мол, все равно где работать, и у него и так все хорошо, что вызвало у господина С неподдельную обиду, после чего он решил ни за что не уступать это место всем остальным.

Итак, теперь становится понятно, что борьба за данный объект ведется всеми тремя участниками для реализации различных потребностей.

Господин А реализовывает свою потребность в безопасности, поскольку обеспокоен состоянием своего здоровья.

Господин Б борется за реализацию своей неудовлетворенной потребности в получении большего престижа и статуса, что вылилось в стремление самоутвердиться, придать себе дополнительную значимость и вес, заняв физически место переехавшего начальника отдела.

Господин С отстаивает свое желание быть равноправным участником всех процессов и реализовывает потребность в уважении его интересов. Понятно, что само по себе рабочее место лишь повод проявить свои потребности, заявить о них вслух.

В этом смысле конфликт является определенным помощником, подсказывающим, какие потребности и мотивы наших сотрудников являются нереализованными и актуальными в данный момент времени.

Таким образом, для того чтобы правильно понимать суть конфликта, необходимо:

  1. Определить участников конфликта (кто?).
  2. Определить объект конфликта (что?).
  3. Определить истинные, иногда скрытые потребности и мотивы сторон-участниц (зачем, для чего?).
  4. Решать конфликт, основываясь на потребностях сторон-участниц (как?).

Попробуем определить наиболее часто встречающиеся мотивы и потребности сотрудников, которые могут реализовываться в конфликтной ситуации (см. Таблицу).

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.