Top.Mail.Ru
Предложенные рекламистами «смелые», «новационные» и «креативные» концепции продвижения товара нередко оборачиваются для рекламодателя крупными скандалами, штрафами и прочими неприятностями. Поэтому, утверждая рекламную концепцию, макеты, слоганы, следует учитывать хотя бы общие требования Закона о рекламе и иметь представление о практике его применения.
Проводя рекламную кампанию и производя рекламу своих товаров или услуг, обязательно следует учесть требования законодательства к рекламе. Прибегаете ли вы к услугам сторонних специалистов или штатные рекламисты занимаются разработкой рекламного продукта, могут возникнуть проблемы, если пренебрегать законодательством. Рассмотрим, как сделать рекламу не только качественной и эффективной, но и безопасной с правовой точки зрения.

Рекламное законодательство содержит как универсальные требования к рекламе, независимо от ее вида, формы, способа распространения, так и специальные1. Общие требования, которым должна соответствовать любая реклама, сформулированы в ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон). В данной норме указывается, что реклама должна быть добросовестной и достоверной и что недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

Недобросовестная реклама

Недобросовестной признается реклама, которая:

  • 1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона).

Пример 1

В сети Интернет появилась реклама косметического средства – геля «Вorelax». Рекламодатель убеждал потребителей рекламы, что гель якобы производит эффект Ботокса, действуя подобно инъекциям указанного препарата, расслабляет лицевые мышцы, что применение геля позволяет заполнить морщины без инъекций.

Не поверив этим утверждениям, сотрудники антимонопольного органа затребовали от рекламодателя документальные доказательства приведенной информации и дополнительно запросили официальные сведения об указанных препаратах от уполномоченных органов.

Обосновать собственные рекламные заявления рекламодатель не смог. Поэтому решение о назначении для него административного наказания антимонопольщики приняли, опираясь на другие собранные доказательства. В частности, из регистрационного удостоверения, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития ирландской компании Аллерган Ко, следовало, что препарат «Ботокс» является лекарственным средством (токсин ботулизма типа А), которое используется в лечении неврологических заболеваний, а также в эстетической медицине для коррекции мимических морщин и вводится в организм путем инъекций. В сертификатах соответствия «Вorelax» было указано, что препарат – косметическое средство для ухода за кожей.

  • Сравнение, указывающее на преимущества объекта рекламы, не обязательно должно выражаться в отношении определенного товара, представленного на рынке. Оно может применяться и к случаям, когда в рекламе используется сравнение с товарами, представленными на рынке, без упоминания конкретного производителя или продавца.

Пример 2

По обращению Совета Адвокатской палаты г. Москвы антимонопольный орган возбудил дело о нарушении Закона о рекламе.

Адвокаты выразили недовольство рекламой услуг некой консалтинговой компании, распространяемой в сети Интернет. В рекламном сообщении указывалось: «Мы НЕ являемся Адвокатами. Мы не раздуваем адвокатские часы на пустом месте, мы не руководствуемся принципом «чем хуже клиенту, тем лучше нам». Мы не ведем дела так, чтобы они длились бесконечно и Вы оплачивали наши счета пожизненно. Мы не считаем, что раз Вы «сами виноваты, то так Вам и надо».

Рекламу признали недобросовестной, поскольку она содержала некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

  • Прямо называть в рекламных сообщениях «плохим» товар/работу/услугу конкурента или дурно отзываться о нем теперь уже мало кто отваживается. Однако рекламодатели не оставляют попыток донести до потребителей рекламы такую информацию при помощи эзопова языка, образов, приемов, которые должны вызывать у потребителей рекламы нужные ассоциации. Но тут следует иметь в виду, что если какие-то образы, ассоциации возникают в сознании рекламопроизводителя, рекламодателя и потребителя рекламы, то те же образы, ассоциации возникнут у конкурентов, представителей антимонопольных органов и судей.

Пример 3

Летом 2008 г. в Москве распространялись открытки с рекламой оператора услуг связи. В них указывалось: «Не ошибитесь еще раз! Пробуют всех, выбирают нас!», «ИНТЕРНЕТ не работает кАК нАДО? Бери NETBYNET. Навсегда», «Лечим халяву настоящим Интернетом!»

Конкурент рекламодателя обратился с заявлением в антимонопольный орган. Проанализировав текст рекламы, антимонопольщики пришли к выводу, что в рекламе имеются некорректные сравнения, используются противопоставления, формирующие эмоционально-негативное отношение к услугам конкурентов и позитивное отношение к услугам рекламодателя. Постановлением должностного лица антимонопольного органа на рекламодателя был наложен административный штраф в размере 40 тыс. руб.

Некорректные сравнения часто содержит и реклама, в которой заурядный товар совершенно безосновательно называют «№ 1» (без указания конкретного критерия), «самой выбираемой маркой», «уникальным», «лучшим», «редким», «выдающимся», «необыкновенным» и пр., а продукцию конкурентов называют «обычной», «заурядной», не обладающей некими свойствами и пр.

Пример 4

Несколько лет назад французский производитель недорогой косметики рекламировал крем-гель, называя его «лидером продаж в России». По обращению российского конкурента антимонопольный орган провел проверку и из разных источников получил статистическую информацию о том, что лидером продаж гелей на российском рынке все-таки является отечественная компания. Рекламодатель в свое оправдание представил доказательства того, что его товар лучше остальных гелей того же класса продается в нескольких косметических магазинах одной торговой сети.

Почему на основании данных о реализации товара всего в одной сети магазинов, большая часть которых находилась в Москве, рекламодатель посчитал свою продукцию «лидером продаж в России», осталось загадкой.

Применять жесткие меры к иностранной компании тогда не стали. Рекламодатель отделался предупреждением.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Законные проценты: практика применения

В середине прошлого года в ГК РФ появилась новая статья 317.1 «Проценты по денежному обязательству». Ее применение сразу вызвало множество вопросов у представителей юридического сообщества. Например, можно ли одновременно применить данную статью и ст. 395 ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами? Мы проанализировали практику применения новой статьи и нашли ответы на самые актуальные вопросы.

Как быть с валютными кредитами?

В связи с существенной девальвацией рубля многие граждане, которые брали кредиты в иностранной валюте, оказались в сложной экономической ситуации. Некоторые из них пытаются уменьшить долговое бремя, договариваясь с ­банками на добровольных началах. Другие обращаются в суд, пытаясь оспорить кредитный договор или установить валютный курс. Узнаем, в каких случаях валютные ­заемщики имеют шансы на успех в суде, а в каких подача иска окажется ­безрезультатной.

Подводные камни договоров с инкассаторами

Предпринимателям, которые пользуются услугами инкассаторов важно знать, что организации, занимающиеся инкассацией, обычно предлагают заключить договор по своей типовой форме. Однако она, чаще всего, содержит немало невыгодных для клиента условий. Это и ограничение ответственности инкассаторской организации, и установление платы за отказ клиента от договора, и упрощенное подтверждение факта оказания услуг. А между тем сама инкассаторская организация может не иметь достаточную оснащенность средствами охраны, что ведет к риску утраты ценностей клиента. Выясним, какие нюансы необходимо ­учитывать, ­подписывая договор на инкассацию.

Какие из банковских комиссий являются незаконными?

Не секрет, что некоторые банки взимают со своих клиентов различные комиссии, как говорится, за каждый чих. Практика показывает, что жадность отдельных банков переходит все границы, и недовольные клиенты идут в суд, чтобы оспорить незаконные комиссии. Но за что на самом деле банк вправе взимать плату с клиентов, а за что – нет? Из статьи вы узнаете ответ на этот вопрос.

Как поступить, если арендатор оставил имущество?

Бизнесмены, у которых основной вид деятельности связан со сдачей в аренду недвижимости, нередко сталкиваются с ситуацией, когда у арендатора возникают финансовые сложности и он не в силах оплачивать арендную плату. Поговорим о том, как коммерсанту в этом случае лучше себя вести, и постараемся дать несколько советов, позволяющих снизить риски для арендодателя от обращения оставленного арендатором имущества в свою пользу.

Некоторые практические вопросы отправки претензий

Представляем вашему вниманию статью победителя конкурса «Профессиональное братство в действии», посвященную вопросам, которые могут возникнуть у предпринимателей при отправке претензии контрагенту, не выполняющему обязательства по договору.

Особенности договора аренды торговых площадей

Зачастую договор аренды по своему объему может сравниться с небольшой книгой. Немудрено, что предпринимателю трудно сориентироваться в таком количестве страниц, когда нужно не только прочитать информацию, но и проанализировать ее. Бывает, что предприниматель просто наудачу ставит свою подпись под соглашением. Вот тут и начинаются сюрпризы. Арендодатель, как опытный охотник, расставляет по тексту немало хитрых ловушек для арендатора. Например, вы решили кардинально поменять сферу деятельности, потому что в данный момент работаете в убыток. Однако оказывается, что подписанный вами договор запрещает «самоуправство». Таким образом вы попали в зависимость от мнения собственника торгового центра. Кроме того, вы должны понимать, что приложения к договору тоже являются его частью, поэтому их нужно внимательно изучать. Автор поможет разобраться в условиях договора, предупредит о возможных ловушках и посоветует формулировки, выгодные вам.

Протокол разногласий к гражданско-правовому договору

В статье рассмотрены случаи, когда необходимо составлять протокол разногласий, его отличия от дополнительного соглашения и приложения к договору, приведен образец протокола разногласий и протокола согласования разногласии. Кроме того, мы поговорим о последствиях, к которым приводит оставление протокола разногласий без внимания.