Top.Mail.Ru

Обновленные права потребителей

Уже с 12 декабря 2008 года предприниматели должны будут работать, учитывая изменения в законе о защите прав потребителей и Гражданском кодексе РФ. Так, если покупатель обнаружит даже незначительные недостатки в технически сложном товаре, то он вправе отказаться от покупки и потребовать, чтобы ему вернули деньги. Кроме того, потребитель может присутствовать при проведении экспертизы товара, если возникнет вопрос о происхождении недостатков. Кстати, в законе о защите прав потребителей появилась новая статья, которая определяет последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю. В этом случае покупатель может потребовать, чтобы товар передали ему в новый срок или вернули сумму предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. Что еще изменилось, вы узнаете из статьи.

25 октября 2007 года Федеральным законом № 234-ФЗ (далее – Закон № 234-ФЗ) был внесен ряд поправок в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) и в главу 30 второй части ГК РФ, в положения о договоре розничной купли-продажи. Ряд поправок носит технический, редакционный характер, но есть также и существенные нововведения. Новшества вступают в силу с 12 декабря 2007 года.

Изменения в Законе о защите прав потребителей

Статья 18 Закона № 2300-1

Указанная статья, «Последствия продажи товара ненадлежащего качест­ва», изложена в новой редакции, с новым названием – «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков». Существенные изменения касаются прав потребителя при обнаружении недостатков в технически сложных товарах1 . Ранее потребитель имел право на замену технически сложных товаров на товары аналогичной или другой марки (модели, артикула) только в случае обнаружения существенных недостатков товаров.

Новая редакция статьи предусматривает, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков (даже несущественных) вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы. Еще покупатель может заменить «брак» на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. На эти действия ему отведено пятнадцать дней со дня получения им товара с недостатком.

Если же потребитель опоздал, то указанные требования подлежат ­удовлетворению в следующих случаях:

  • обнаружения существенного недостатка товара;
  • нарушения установленных Законом № 2300-1 сроков устранения недостатков товара;
  • невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Кроме того, новая редакция статьи устанавливает право потребителя присутствовать при проведении экспертизы товара (в случае спора о причинах возникновения недостатков товара), а не только знакомиться ­с ее результатами и оспаривать заключение.

Статья 20 Закона № 2300-1

Эта статья касается устранения недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером). Новая редакция пред­усматривает согласование срока устранения недостатков и устанавливает его максимальную продолжительность.

Если срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме, тогда изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) незамедлительно устраняет эти недостатки. То есть делает это в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорока пяти дней.

Если во время устранения недостатков товара стало ясно, что они не будут ликвидированы в оговоренный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. Кстати, отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов) или оборудования не является основанием для заключения продления срока и не освобождает от ответственности за нарушение первоначально установленного срока.

Продавец (уполномоченная организация, уполномоченный предприниматель), возвращая товар с устраненными недостатками, обязан ­предоставить потребителю в письменной форме информацию о датах:

  • обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара;
  • передачи товара потребителем для ликвидации недостатков товара;
  • устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах);
  • выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.

Статья 23.1 Закона № 2300-1

Закон № 234-ФЗ вводит новую статью 23.1, предусматривающую по­следствия нарушения продавцом срока передачи предварительно ­оплаченного товара потребителю. Законом установлены следующие правила.

Договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. Если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, опоздал с передачей товара покупателю в установленный срок, то потребитель по своему выбору вправе потребовать:

  • передачи оплаченного товара в новый срок;
  • возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом покупатель вправе потребовать еще и полное возмещение убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара. Перечисленные требования потребителя не подлежат удовлетворению в случае, если продавец докажет, что нарушение сроков произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.

Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Продавец обязан удовлетворить требования покупателя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков в течение десяти дней со дня предъявления этого требования.

Статья 10 Закона № 2300-1

В части предоставления потребителю информации о товаре и цене товара установлено, что при предоставлении кредита на приобретение товара должны быть указаны: размер кредита, полная сумма, подлежащая выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Изменения в ГК РФ

Статья 497 ГК РФ

Данная статья изложена в новой редакции, в нее внесены нормы, регулирующие дистанционный способ продажи товаров. В каких именно случаях мы говорим о дистанционной торговле? Например, когда договор розничной купли-продажи заключается после того, как покупатель ознакомился с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. Аналогичная норма была ранее изложена в Законе о защите прав потребителей2 .

Статья 503 ГК РФ

Обратите внимание, что основным нововведением в отношении товаров ненадлежащего качества, внесенным в Закон о защите прав потребителей, является норма о замене или возврате технически сложных товаров. Новая же редакция статьи 503 ГК РФ в отношении технически сложных товаров повторила старую норму – замена и возврат технически сложных товаров возможны лишь в случае обнаружения существенных недостатков в товаре.

Вместе с тем статья 503 ГК РФ дополнена пунктом 6, в котором прямо указано, что правила, предусмотренные данной статьей, применяются, если законами о защите прав потребителей не установлено иное. То есть в отношении граждан-потребителей все-таки будет действовать новый порядок возврата и обмена технически сложных товаров.

*   *   *

Оценивая изменения, внесенные в Закон о защите прав потребителей и ГК РФ, можно говорить о том, что законодатель ужесточает требования к розничным продавцам, вступающим в отношения с гражданами-потребителями. Наиболее значимыми представляются изменения, касающиеся возможности обмена технически сложных товаров и санкций для продавца в случае предварительной оплаты товара. Теперь розничным продавцам необходимо будет учитывать данные требования Закона о защите прав потребителей в своих договорах с поставщиками (производителями), чтобы иметь возможность своевременного обмена (возврата) товара с недостатками и своевременного ­выполнения ­требований по поставке (изготовлению) предоплаченных товаров.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Рассчитываем страховые взносы при совмещении ОСНО и ЕНВД

Совмещая общую систему налогообложения и ЕНВД, бизнесмены должны учитывать множество нюансов при определении своих доходов для расчета взносов. ­Поговорим о них и приведем последние разъяснения чиновников по этой теме.

Четыре главных вопроса про отправку отчетности по ТКС

Наиболее часто инспекторы направляют требования о представлении документов или пояснений об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также уведомление о вызове налогоплательщика в ИФНС. Расскажем, на какие из них необходимо дать ответ и в каком виде следует его представить. Ну и наконец, посмотрим, когда и как нужно отправлять корректировочную декларацию по НДС.

Неисполнение предписания: особенности административной ответственности

Несмотря на то что с 1 января 2016 г. действует мораторий на проведение определенных проверок, какие-то из них все же остались. Зачастую по их результатам сотрудники надзорных органов выносят предписания, постановления или решения. Статья расскажет о том, на что обратить внимание в этих документах, если вдруг бизнесмен будет привлечен к административной ответственности.

Готовим документы для налоговиков

При проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять инспекторам необходимые документы. В каком виде необходимо передавать документы? Как правильно заверять бумажные копии, если документ многостраничный или это подшивка документов? Когда должны быть поданы документы в электронном виде? Как составить опись документов для проверяющих? В какие сроки следует представить документы в ходе камеральной, выездной и встречной проверок? Какая ответственность грозит за невыполнение требований ­инспекторов? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье.

Готовим документы для налоговиков

При проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять инспекторам необходимые документы. В каком виде необходимо передавать документы? Как правильно заверять бумажные копии, если документ многостраничный или это подшивка документов? Когда должны быть поданы документы в электронном виде? Как составить опись документов для проверяющих? В какие сроки следует представить документы в ходе камеральной, выездной и встречной проверок? Какая ответственность грозит за невыполнение требований ­инспекторов? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье.

Особенности осуществления деятельности предпринимателя – частного юриста

Человек, далекий от юриспруденции, не всегда может отличить адвоката от частного юриста. Действительно, оба специалиста оказывают юридические услуги. Значит, разница только в названии? Но между этими профессиями существует немало принципиальных отличий. Достаточно хотя бы того, что частным юристом может стать любой желающий, а статус адвоката еще нужно получить. Но это не значит, что качество услуг адвоката будет выше. Автор избавит вас от этого стереотипа. Если же вы хотите оказывать услуги в области права и выбираете, кем стать, то вам нужно помнить, что юрист-предприниматель вправе применять «упрощенку», а адвокат – нет.

Взыскание налоговых штрафов: обжалование действий и актов налогового органа

В ходе налоговой проверки инспекторы обнаружили нарушения, за которые на вас наложили штрафы. Знакомая ситуация? Тогда вы должны знать, что совершенно необязательно соглашаться с решением налоговиков, ведь его можно оспорить в вышестоящей инстанции и в суде. Знаете ли вы, какие ошибки инспекторов в требовании об уплате штрафа делают его незаконным? Как избежать взыскания санкций за счет иного имущества? Когда применимы внесудебный и судебный порядки обжалования решения налоговиков? Авторы не только подробно ответили на эти и другие вопросы, но и показали на примере, как документально оформить свои возражения по акту налоговой проверки и апелляционную жалобу на решение налоговиков.

Проверка органами федеральной миграционной службы

Санкции за нарушение миграционного законодательства, накладываемые на работодателей, крайне жесткие, а судебная практика складывается не в пользу последних. Поэтому предпринимателям следует иметь представление о возможных штрафах и полномочиях миграционной службы при проведении проверок.