До 2008 года международные перевозчики, освобожденные от подачи таможенной декларации, не могли воспользоваться 180-дневным сроком для сбора документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки по НДС. Но теперь дискриминация устранена! Из статьи вы узнаете, какие именно документы нужно предоставить для подтверждения нулевой ставки и какая деятельность относится к международным перевозкам. Кроме того, автор рассказала об экспедиторских услугах в международных перевозках.
Дискриминация по отношению к перевозчикам
Как известно, услуги организаций и предпринимателей, специализирующихся на международных перевозках, облагаются НДС по ставке 0 процентов (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Но в отличие от организаций, осуществляющих иные операции, также облагаемые НДС по нулевой ставке (например, экспортеры), у международных перевозчиков существуют свои нюансы. Причем эти нюансы носят дискриминирующий характер.
Напомним, что у налогоплательщиков, применяющих нулевую ставку НДС, есть в запасе 180 дней для сбора необходимых документов. Однако в настоящее время этот срок не могут применять перевозчики, так как согласно пункту 9 статьи 165 Налогового кодекса 180-дневный срок не распространялся на налогоплательщиков, которые не обязаны представлять в инспекцию таможенную декларацию. А большинство перевозчиков ее не представляет. В итоге для таких налогоплательщиков момент определения налоговой базы, по мнению чиновников, устанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса на день оказания услуг (предоплата, полученная в счет оказания услуг, облагаемых нулевой ставкой, освобождается от налогообложения). Такой вывод содержится, в частности, в письме Минфина от 12 марта 2007 г. № 03-07-08/34.
Фактически это означает, что к сроку представления декларации (не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем оказания соответст вующих услуг) предприниматель должен успеть собрать все необходимые документы, которые подтверждают обоснованность применения нулевой ставки НДС. Такую позицию высказывали и финансисты (письмо Минфина России от 30 августа 2006 г. № 03-04-08/183), и налоговики (УФНС России по г. Москве от 30 марта 2006 г. № 19-11/25011). Понятно, что редко кому удавалось собрать в эти сроки все документы, хотя бы потому, что по договору перевозки сроки оплаты могли быть длительными, в итоге один из важных документов (банковскую выписку, подтверждающую поступление выручки) предприниматель не имел возможности представить к 20-му числу следующего месяца. Как следствие – налогоплательщики были вынуждены сначала отдавать в бюджет НДС, а уж потом возвращать его, по мере сбора необходимого комплекта документов.
Между тем в Налоговом кодексе есть норма – абзац первый пункта 9 статьи 167, – согласно которой моментом определения налоговой базы по товарам, работам и услугам, предусмотренным подпунктами 1–3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса являлся последний день месяца, в котором собран полный пакет документов. Услуги по перевозке и экспедиции предусмотрены подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, следовательно, на предпринимателей, оказывающих эти услуги, названная норма также распространяется. Кроме того, момент определения налоговой базы на день отгрузки (по операциям, облагаемым нулевой ставкой НДС) распространяется только на тех предпринимателей, которые в 180-дневный срок не сумели уложиться со сбором документов. Соответственно, у тех налогоплательщиков, на которых 180-дневный срок не распространялся, момент определения налоговой базы никак не мог приходиться на день отгрузки (оказания услуг). Приводя в качестве аргументов данные доводы, организации имеют на сегодняшний день возможность оспорить действия налоговиков в судебном порядке.
Судебно-арбитражная практика
Примером здесь служит постановление ФАС Центрального округа от 25 января 2007 г. № А-62-3867/2006. Суд отклонил довод налоговой инспекции о необходимости определения налоговой базы по общим правилам, установленным пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса, для организаций, которые не ограничены 180-дневным сроком, необходимым для сбора документов.
Вместе с тем не все предприниматели готовы отстаивать свою позицию в судебном порядке. Для кого-то было значительно проще начислить НДС на стоимость услуг и предъявить эту стоимость (вместе с налогом) потребителям услуг. Однако такие действия чреваты в первую очередь для заказчиков услуг, так как международная перевозка облагается нулевой ставкой. Как указывали суды (в частности, Президиум ВАС РФ в постановлении от 20 июня 2006 г. № 14555/05), налогоплательщики не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога, иначе говоря, применение нулевой ставки – не право, а обязанность. И если перевозчики все же предъявляют НДС своим клиентам, выделяя сумму налога в первичных документах и счетах-фактурах, клиенты не могут принять этот налог к вычету.
Судебно-арбитражная практика
Причем свое право на вычет они не смогут доказать даже в судебном порядке (постановление Президиума ВАС РФ от 20 июня 2006 г. № 14588/05).
Приятная новость
Но такая дискриминация и противоречие в нормах Налогового кодекса, к радости перевозчиков, устранены благодаря Федеральному закону от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ. Этим нормативным актом в пункт 9 статьи 165 Налогового кодекса внесены дополнения, согласно которым налогоплательщики, освобожденные от обязанности предоставления таможенных деклараций, необходимые для подтверждения нулевой ставки документы должны принести в ИФНС в срок не позднее 180 дней с даты отметки, подтверждающей вывоз (ввоз) товаров, проставленной таможенниками на перевозочных документах.
Обратим внимание на то, что закон вступил в силу с 1 января 2008 года, но сама эта норма будет введена задним числом, так как она будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. Что это означает для налогоплательщиков? То, что, начислив и уплатив в бюджет НДС по старым правилам в связи с непредставлением к 20-му числу следующего месяца необходимых документов, они могут составить уточненные декларации по НДС и вернуть этот налог из бюджета. Но вернуть налог они вправе только в том случае, если...