• Журнал «Арсенал предпринимателя» февраль 2008
  • Рубрика Формула успеха

Модель принятия решения

  • 0 комментариев
Проблемы – часть нашей жизни, и умение их решать является необходимым требованием для любого человека. А тем более для предпринимателя, который должен действовать на свой страх и риск. Решение проблемы состоит из нескольких этапов: идентификация проблемы, формулировка ее сути, поиск максимального количества решений и реализация наиболее подходящего из них. О том, как научиться решать проблемы и из чего состоит грамотный процесс принятия решения, вы узнаете из статьи.


Умение решать проблемы – один из основных навыков успешного руководителя. Управленец видит не только назревающую или уже имеющуюся сложность и может четко описать ее, но и способен развить и воплотить план по эффективному ее решению.

Алгоритм решения задачи

Любой процесс принятия решений можно разделить на определенные стадии. Эти стадии могут различаться в конкретно взятых ситуациях, но следующие этапы обычно остаются неизменными:

  1. Анализ текущего состояния и предварительное формулирование проблемы.
  2. Определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности.
  3. Выявление и установление ограничений.
  4. Составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных.
  5. Сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем.
  6. Точное формулирование поставленной задачи.
  7. Анализ и выбор метода решения задачи и разработка алгоритма решения.
  8. Разработка модели решения, позволяющей оценивать эффективность каждой альтернативы.
  9. Оценка альтернатив и выбор наиболее эффективных.
  10. Принятие решения.
  11. Доведения решения до исполнителей.
  12. Выполнение решения и оценка результата.

Еще процесс принятия решений можно представить как пятиэтапный процесс, за которым следует реализация решений, как это делают М. Мескон и Ф. Хедоури (Рисунок 1).

Рисунок 1

Процесс принятия решения

Идентификация проблемы

Сначала необходимо определить и сформулировать саму проблему. Зачастую в бизнесе сложность состоит не в том, что для проблемы не находится решения, а в том, что предприниматель не замечает самого наличия проблемы. Как сказал английский писатель Гилберт Кийт Честертон, «дело не в том, что они не видят решения. Дело в том, что они не видят проблемы».

Что же такое проблема? Существуют два определения:

  • это ситуация, когда предварительно поставленные цели не достигнуты;
  • это потенциальная возможность, которую можно реализовать с помощью ряда действий.

Осознание существования проблемы происходит, когда становится видна разница между существующим и желаемым положением вещей. Ее можно представить в виде следующей схемы (см. Рисунок 2).

Рисунок 2

Суть проблемы

Уже на начальном этапе у предпринимателя может возникнуть ошибочное видение решения проблемы. В данном случае очень важна постановка целей, а также надцелей1, которые зачастую просто не замечают, и тогда план окажется неудачным из-за неясного видения конечной точки. К сожалению, очень часто выбор решения проблемы бывает рациональным, а не оптимальным. Причем такие решения обычно просто подбираются по аналогии.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.