Top.Mail.Ru
Проблемы – часть нашей жизни, и умение их решать является необходимым требованием для любого человека. А тем более для предпринимателя, который должен действовать на свой страх и риск. Решение проблемы состоит из нескольких этапов: идентификация проблемы, формулировка ее сути, поиск максимального количества решений и реализация наиболее подходящего из них. О том, как научиться решать проблемы и из чего состоит грамотный процесс принятия решения, вы узнаете из статьи.

Умение решать проблемы – один из основных навыков успешного руководителя. Управленец видит не только назревающую или уже имеющуюся сложность и может четко описать ее, но и способен развить и воплотить план по эффективному ее решению.

Алгоритм решения задачи

Любой процесс принятия решений можно разделить на определенные стадии. Эти стадии могут различаться в конкретно взятых ситуациях, но следующие этапы обычно остаются неизменными:

  1. Анализ текущего состояния и предварительное формулирование проблемы.
  2. Определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности.
  3. Выявление и установление ограничений.
  4. Составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных.
  5. Сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем.
  6. Точное формулирование поставленной задачи.
  7. Анализ и выбор метода решения задачи и разработка алгоритма решения.
  8. Разработка модели решения, позволяющей оценивать эффективность каждой альтернативы.
  9. Оценка альтернатив и выбор наиболее эффективных.
  10. Принятие решения.
  11. Доведения решения до исполнителей.
  12. Выполнение решения и оценка результата.

Еще процесс принятия решений можно представить как пятиэтапный процесс, за которым следует реализация решений, как это делают М. Мескон и Ф. Хедоури (Рисунок 1).

Рисунок 1. Процесс принятия решения

Идентификация проблемы

Сначала необходимо определить и сформулировать саму проблему. Зачастую в бизнесе сложность состоит не в том, что для проблемы не находится решения, а в том, что предприниматель не замечает самого наличия проблемы. Как сказал английский писатель Гилберт Кийт Честертон, «дело не в том, что они не видят решения. Дело в том, что они не видят проблемы».

Что же такое проблема? Существуют два определения:

  • это ситуация, когда предварительно поставленные цели не достигнуты;
  • это потенциальная возможность, которую можно реализовать с помощью ряда действий.

Осознание существования проблемы происходит, когда становится видна разница между существующим и желаемым положением вещей. Ее можно представить в виде следующей схемы (см. Рисунок 2).

Рисунок 2. Суть проблемы

Уже на начальном этапе у предпринимателя может возникнуть ошибочное видение решения проблемы. В данном случае очень важна постановка целей, а также надцелей1, которые зачастую просто не замечают, и тогда план окажется неудачным...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен

Восьмичасовой рабочий день был придуман более века назад. Введение столь привычного нам графика работы было тогда, выражаясь современным языком, инновационным решением, которое во многом повысило эффективность труда. Но время идет, и все новое неизбежно устаревает. Вот и идея восьмичасового дня все чаще подвергается критике. Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен? И какой график работы является наиболее оптимальным? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Как из посетителей интернет-магазина сделать покупателей

Электронный бизнес пользуется все большей популярностью. Многие предприниматели покупают готовые интернет-магазины или сами создают их «с нуля». Как сделать, чтобы посетители вашего магазина стали его покупателями, читайте в нашей статье.

Сотовый телефон как троянский конь

Сотовый телефон уже стал одним из главных атрибутов делового человека. Про него можно смело сказать: «Без телефона как без рук». Однако о его вреде для здоровья ходит много слухов. Предлагаем разобраться, что из них миф, что ­реальность, а также как лучше его использовать.

Тайм-менеджмент, или Искусство все успевать

Всем нам знакомо ощущение, когда ни на что не хватает времени. Кажется, что в сутках мало часов, и, если бы еще чуть-чуть времени было в запасе, все идеи воплотились бы в жизнь. Психологи уверены: чтобы все успевать, нужно спокойно проанализировать свою жизнь, деятельность, расставить приоритеты и контролировать свой день. Тогда на смену беготне, суматохе и волнению по поводу невыполненных дел придет уравновешенность, спокойствие и вовремя осуществленные планы.

Особенности регистрации товарных знаков

Большинство предпринимателей для повышения узнаваемости своих продуктов, магазинов, салонов и т.п. разрабатывают товарные знаки. Но далеко не каждый бизнесмен его регистрирует, несмотря на высокий риск того, что это сделают конкуренты. В большинстве случаев это происходит из-за незнания необходимых процедур. Автор отвечает на наиболее часто возникающие у предпринимателей вопросы, связанные с регистрацией товарных знаков.

Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен

Восьмичасовой рабочий день был придуман более века назад. Введение столь привычного нам графика работы было тогда, выражаясь современным языком, инновационным решением, которое во многом повысило эффективность труда. Но время идет, и все новое неизбежно устаревает. Вот и идея восьмичасового дня все чаще подвергается критике. Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен? И какой график работы является наиболее оптимальным? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Как рассчитать оптимальную численность персонала

В условиях кризиса с проблемой оптимизации численности персонала приходится сталкиваться практически каждому предпринимателю. На помощь приходят проверенные статистические методы.

Бизнес на халяву, или Что можно получить в рамках спонсорства

Обычно у предпринимателей термины «спонсор» и «спонсорство» вызывают весьма неоднозначные ассоциации. Большинство считает, что спонсорские проекты – это удел крупных и высокодоходных компаний, которым «деньги девать некуда». А некоторые и вовсе уверены, что спонсорство и благотворительность – это одно и то же, и уж точно никаких доходов от него ожидать не стоит. На деле различные спонсорские проекты – отличная возможность для развития собственного бизнеса. Остается только разобраться в том, какие выгоды кроются в понятии «спонсор».