• Журнал «Арсенал предпринимателя» февраль 2008
  • Рубрика Формула успеха

Модель принятия решения

  • 0 комментариев
  • 10 просмотров
Проблемы – часть нашей жизни, и умение их решать является необходимым требованием для любого человека. А тем более для предпринимателя, который должен действовать на свой страх и риск. Решение проблемы состоит из нескольких этапов: идентификация проблемы, формулировка ее сути, поиск максимального количества решений и реализация наиболее подходящего из них. О том, как научиться решать проблемы и из чего состоит грамотный процесс принятия решения, вы узнаете из статьи.


Умение решать проблемы – один из основных навыков успешного руководителя. Управленец видит не только назревающую или уже имеющуюся сложность и может четко описать ее, но и способен развить и воплотить план по эффективному ее решению.

Алгоритм решения задачи

Любой процесс принятия решений можно разделить на определенные стадии. Эти стадии могут различаться в конкретно взятых ситуациях, но следующие этапы обычно остаются неизменными:

  1. Анализ текущего состояния и предварительное формулирование проблемы.
  2. Определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности.
  3. Выявление и установление ограничений.
  4. Составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных.
  5. Сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем.
  6. Точное формулирование поставленной задачи.
  7. Анализ и выбор метода решения задачи и разработка алгоритма решения.
  8. Разработка модели решения, позволяющей оценивать эффективность каждой альтернативы.
  9. Оценка альтернатив и выбор наиболее эффективных.
  10. Принятие решения.
  11. Доведения решения до исполнителей.
  12. Выполнение решения и оценка результата.

Еще процесс принятия решений можно представить как пятиэтапный процесс, за которым следует реализация решений, как это делают М. Мескон и Ф. Хедоури (Рисунок 1).

Рисунок 1

Процесс принятия решения

Идентификация проблемы

Сначала необходимо определить и сформулировать саму проблему. Зачастую в бизнесе сложность состоит не в том, что для проблемы не находится решения, а в том, что предприниматель не замечает самого наличия проблемы. Как сказал английский писатель Гилберт Кийт Честертон, «дело не в том, что они не видят решения. Дело в том, что они не видят проблемы».

Что же такое проблема? Существуют два определения:

  • это ситуация, когда предварительно поставленные цели не достигнуты;
  • это потенциальная возможность, которую можно реализовать с помощью ряда действий.

Осознание существования проблемы происходит, когда становится видна разница между существующим и желаемым положением вещей. Ее можно представить в виде следующей схемы (см. Рисунок 2).

Рисунок 2

Суть проблемы

Уже на начальном этапе у предпринимателя может возникнуть ошибочное видение решения проблемы. В данном случае очень важна постановка целей, а также надцелей1, которые зачастую просто не замечают, и тогда план окажется неудачным из-за неясного видения конечной точки. К сожалению, очень часто выбор решения проблемы бывает рациональным, а не оптимальным. Причем такие решения обычно просто подбираются по аналогии.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.