Индивидуальные предприниматели открывают расчетные счета и пользуются ими для осуществления коммерческой деятельности. Например, они рассчитываются с подрядчиками и поставщиками в безналичном порядке. Однако проблема состоит в том, что денежные средства гражданина как предпринимателя не отделены от денег, которые принадлежат ему как физическому лицу. Получается, что финансами с «рабочего» расчетного счета можно распоряжаться и в личных целях. Но как в таком случае определить, какие доходы и расходы связаны с предпринимательской деятельностью, а какие – нет? Не возникнут ли проблемы с налоговиками?
Индивидуальный предприниматель, прошедший государственную регистрацию, может открыть в банке расчетный счет. Расчетные (текущие) и иные счета в банках открываются на основании договора банковского счета. На них зачисляются и с них могут расходоваться денежные средства индивидуальных предпринимателей (ст. 11 НК РФ).
Как выбрать банк?
Для начала нужно определить, чего вы хотите от банка. Обычно основными критериями выбора становятся надежность и финансовая устойчивость банка.
Большинство рейтингов учитывает в первую очередь размер совокупных активов банка или темпы их роста. Однако крупный банк и надежный банк – это не одно и то же. Конечно, вы можете пользоватья рейтингами, но лишь для первоначальной оценки, от которой можно оттолкнуться в дальнейшем. Например, из рейтинга ясно, к какой категории относится выбранный предпринимателем банк: крупной, средней или мелкой.
Устойчивость банка часто зависит от того, кто им руководит и какие у него связи во властных структурах. Так, если банк является уполномоченным муниципальным банком города, области или края, то есть через него проводит все свои платежи местная администрация, значит, в финансовой устойчивости банка можно не сомневаться, по крайней мере, до следующих выборов.
Помимо надежности есть и другой важный момент – предлагаемые банком тарифы за обслуживание, а также проценты, которые банк начисляет на остаток денежных средств на счете.
Для того чтобы предприниматель был желанным клиентом в банке, ему надо обращаться в небольшие банки или выбирать такие отделения крупных банков, где мало клиентов.
Еще один существенный фактор при выборе банка – скорость расчетов. Банк, у которого много филиалов, может быстрее переводить платежи в другие регионы. Необходимо также ориентироваться на партнеров по бизнесу. Так, если практически все контрагенты обслуживаются в Сбербанке, самому предпринимателю удобнее будет открыть счет там же. Внутри одного банка расчеты идут значительно быстрее, чем между разными банками.
И, наконец, не последнюю роль играет место расположения банка. Близкое и удобное расположение банка поможет предпринимателю сэкономить массу времени.
Какие документы необходимы для открытия банковского счета?
Банковское и валютное законодательство разрешает предпринимателям открывать любое количество счетов (расчетных, текущих, депозитных и т. д.) в любой валюте. Кроме предъявления в банк необходимых документов, нужно оформить карточку с образцами подписи. Форма банковской карточки приведена в приложении 1 к Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» и применяется с 25 ноября 2006 года.
Порядок заполнения с образцами подписей и оттиска печатей (далее – Порядок) приведен в приложении № 2 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.
Бланк карточки предпринимателю выдаст работник банка, в котором он открывает расчетный счет. Карточка заполняется в одном экземпляре как вручную, так и на печатной машинке или компьютере. На лицевой стороне карточки указываются сведения о предпринимателе.
В поле «Владелец счета» индивидуальный предприниматель должен написать свою фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, а также реквизиты документа, который удостоверяет его личность (например, реквизиты паспорта). Кроме того, здесь нужно написать: «индивидуальный предприниматель».
В поле «Место нахождения (место жительства)» предпринимателю необходимо указать адрес фактического жительства (места пребывания), а в поле «Тел. №» – номер телефона. При необходимости можно указать несколько номеров.
Полное наименование банка или его филиала, в котором предприниматель открывает расчетный счет, отражается в поле «Банк».
В поле «Сокращенное наименование владельца счета» индивидуальный предприниматель указывает свой статус, фамилию, имя и отчество (при наличии) полностью.
В поле «Фамилия, имя, отчество» полностью указываются данные предпринимателя и лица, обладающего правом второй подписи. В...