Top.Mail.Ru

Прогнозируем с математической точностью

Как в большинстве случаев осуществляются прогнозы развития бизнеса? Предприниматель должен собрать данные о выручке, затратах (скорее всего, постатейно). Далее он делает прогноз на базе среднего значения роста выручки и затрат. Но как именно рассчитать это «среднее», ведь существует множество способов это сделать, кроме всем известного вычисления среднего арифметического? Для таких целей подойдет математическая статистика. Кроме прогнозов будущих значений выручки, затрат и иных показателей работы предприятия, статистика поможет определить взаимосвязь между ними, просчитать взаимозависимость. Это позволит в будущем выбрать правильные способы воздействия на показатели бизнеса. О методах математической статистики читайте в данной статье.

Делаем прогноз

Для примера возьмем предпринимателя Игоря Нестерова, который занимается торговлей обувью, имеет свой обувной магазин в спальном районе города. Каждый раз для заказа определенного количества товара Игорю требовался прогноз продаж на будущий период. Причем чем точнее был прогноз, тем меньше впоследствии Игорю приходилось устраивать распродажи, чтобы избавиться от излишков старых коллекций обуви.

Чтобы рассчитать прогноз продаж обуви по месяцам на год вперед и согласовать график поставок с поставщиками, Игорь решил прибегнуть к помощи математической статистики. Для этого он рассчитал продажи в прошлых пяти месяцах (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Фактический размер продаж за последние 5 месяцев

Как можно понять, каковы будут продажи в апреле, мае, июне и далее (то есть сколько пар нужно закупать)? Игорь воспользовался тремя моделями математической статистики для создания прогнозов:

  • моделью постоянного среднего прироста;
  • моделью постоянного среднего темпа;
  • моделью сглаживания по параболе.

Смысл приема таков: выбирается модель, которая позволяет построить график, наиболее приближенный к реальной динамике продаж. Именно по этому графику и будет сделан прогноз.

Модель постоянного среднего прироста

В случае модели постоянного среднего прироста вычисляется средний прирост. Для этого рассчитывается прирост для каждого месяца, а потом вычисляется среднее арифметическое:

Прирост за 2-й месяц: 310 – 240 = 70

Прирост за 3-й месяц: 200 – 310 = – 110

Прирост за 4-й месяц: 220 – 200 = 20

Прирост за 5-й месяц: 350 – 220 = 130

Средний прирост: (70 – 110 + 20 + 130) / 4 = 27,5.

Таким образом, мы получаем определенную модель, по которой можно будет вычислить прогнозы продаж на следующие месяцы. Значения прогнозов будут определяться по формуле:

XT+1 = X1 + 27,5 × t,

где XТ+1 – прогнозное значение продаж;

X1 – значение продаж в первом месяце (фактические данные). В нашем случае X1 = 240;

t – месяц по счету, начиная с первого.

Получаем прогнозную таблицу значений продаж на базе модели постоянного среднего прироста (см. Таблицу 2). Считается, что график модели непременно проходит через точки продаж за первый и последний месяцы.

Таблица 2. Значения продаж по модели постоянного среднего прироста и фактические данные

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен

Восьмичасовой рабочий день был придуман более века назад. Введение столь привычного нам графика работы было тогда, выражаясь современным языком, инновационным решением, которое во многом повысило эффективность труда. Но время идет, и все новое неизбежно устаревает. Вот и идея восьмичасового дня все чаще подвергается критике. Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен? И какой график работы является наиболее оптимальным? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Как из посетителей интернет-магазина сделать покупателей

Электронный бизнес пользуется все большей популярностью. Многие предприниматели покупают готовые интернет-магазины или сами создают их «с нуля». Как сделать, чтобы посетители вашего магазина стали его покупателями, читайте в нашей статье.

Сотовый телефон как троянский конь

Сотовый телефон уже стал одним из главных атрибутов делового человека. Про него можно смело сказать: «Без телефона как без рук». Однако о его вреде для здоровья ходит много слухов. Предлагаем разобраться, что из них миф, что ­реальность, а также как лучше его использовать.

Тайм-менеджмент, или Искусство все успевать

Всем нам знакомо ощущение, когда ни на что не хватает времени. Кажется, что в сутках мало часов, и, если бы еще чуть-чуть времени было в запасе, все идеи воплотились бы в жизнь. Психологи уверены: чтобы все успевать, нужно спокойно проанализировать свою жизнь, деятельность, расставить приоритеты и контролировать свой день. Тогда на смену беготне, суматохе и волнению по поводу невыполненных дел придет уравновешенность, спокойствие и вовремя осуществленные планы.

Особенности регистрации товарных знаков

Большинство предпринимателей для повышения узнаваемости своих продуктов, магазинов, салонов и т.п. разрабатывают товарные знаки. Но далеко не каждый бизнесмен его регистрирует, несмотря на высокий риск того, что это сделают конкуренты. В большинстве случаев это происходит из-за незнания необходимых процедур. Автор отвечает на наиболее часто возникающие у предпринимателей вопросы, связанные с регистрацией товарных знаков.

Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен

Восьмичасовой рабочий день был придуман более века назад. Введение столь привычного нам графика работы было тогда, выражаясь современным языком, инновационным решением, которое во многом повысило эффективность труда. Но время идет, и все новое неизбежно устаревает. Вот и идея восьмичасового дня все чаще подвергается критике. Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен? И какой график работы является наиболее оптимальным? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Как рассчитать оптимальную численность персонала

В условиях кризиса с проблемой оптимизации численности персонала приходится сталкиваться практически каждому предпринимателю. На помощь приходят проверенные статистические методы.

Бизнес на халяву, или Что можно получить в рамках спонсорства

Обычно у предпринимателей термины «спонсор» и «спонсорство» вызывают весьма неоднозначные ассоциации. Большинство считает, что спонсорские проекты – это удел крупных и высокодоходных компаний, которым «деньги девать некуда». А некоторые и вовсе уверены, что спонсорство и благотворительность – это одно и то же, и уж точно никаких доходов от него ожидать не стоит. На деле различные спонсорские проекты – отличная возможность для развития собственного бизнеса. Остается только разобраться в том, какие выгоды кроются в понятии «спонсор».