Одна из самых распространенных причин для споров между поставщиками и покупателями в торговле – возврат некачественного товара. Ясно, что половина успеха заключается в грамотном и полном составлении договора. А именно – во включении в него порядка возврата-приемки некачественного товара, не нарушающего права обеих сторон. На что может претендовать покупатель при получении некачественного товара? Можно ли ограничить его права? Какие нужно составить документы?
Вопрос в тему
Я крупный оптовый поставщик, выступающий на рынке в качестве посредника между производителями и мелкими оптовыми покупателями. Я занимаюсь реализацией офисной мебели, изготовленной преимущественно из древесины и деревянных дверных полотен.
В процессе торговой деятельности мне пришлось столкнуться с множеством сложностей при возврате производителю некачественного товара. В частности, когда покупатель возвращает мне некачественный товар, я сдаю эту продукцию производителю. Возникают вопросы:
- должен ли мой покупатель доставить мне некачественный товар на склад или я сам должен вывезти его со склада покупателя?
- за чей счет осуществляется доставка некачественного товара на склад продавца?
- вправе ли производитель не принимать у меня некачественный товар, который я принял у своего покупателя?
- могу ли я отказать своему покупателю в приемке товара, который имеет механические повреждения (например, товар, получивший повреждения в результате его ненадлежащей транспортировки покупателем)?
- кто отвечает за доставку товара и его сохранность в пути?
Очень часто, предъявляя претензии относительно качества товара, покупатель требует, чтобы мой представитель выехал на его склад для проведения осмотра товара. Постоянные командировки в дальние регионы занимают достаточно времени и весьма накладны, что сказывается не только на рабочем процессе, но и на моем финансовом состоянии. Можно ли как-то оптимизировать процесс приемки некачественного товара у покупателя и сдаче его производителю? Может ли покупатель самостоятельно напрямую сдавать некачественный товар производителю?
Большинство споров в сфере торговли, возникающих между поставщиками и покупателями, связано именно с поставкой некачественного товара. Причем задача поставщика – продать как можно больше товара и всеми возможными способами отказать покупателю в удовлетворении заявленных им претензий относительно качества поставленного товара. А задача покупателя – купить качественный товар по максимально низкой цене и вернуть поставщику некачественный.
Преследуя каждый свою цель, поставщик и покупатель составляют договорные условия, которые закрепляют в заключаемых ими договорах поставки. При этом стороны не должны забывать, что:
- договор поставки не может противоречить закону, а если договор ограничивает права одной из сторон, то действуют положения законодательства;
- гражданское законодательство содержит много диспозитивных норм, предоставляя сторонам возможность самостоятельно закреплять положения в договоре;
- ни один закон не способен досконально урегулировать отношения сторон, а потому не запрещает сторонам закреплять в договоре условия, не противоречащие закону.
Итак, поставщик и покупатель вправе самостоятельно определить в договоре поставки порядок возврата-приемки некачественного товара, при этом не ущемляя прав ни покупателя, ни поставщика, закрепленных в законе.
Прежде чем предложить вам рекомендации по решению вопросов, возникающих у вас при приемке от покупателей некачественного товара и возврате его поставщикам, обратимся к положениям главы 30 «Купля-продажа» ГК РФ и рассмотрим, какие же права имеет покупатель при поставке ему некачественного товара и можно ли ограничить эти права в договоре поставки.
На что вправе рассчитывать оптовый покупатель при поставке ему некачественного товара?
Покупатель, которому поставлен некачественный товар, согласно статье 475 ГК РФ, вправе по своему выбору предъявить поставщику одно из следующих требований:
-
При обнаружении в товаре недостатков, которые не относятся к категории существенных, он может требовать, чтобы:
- была соразмерно уменьшена стоимость некачественного товара;
- поставщик безвозмездно устранил недостатки поставленного товара;
- поставщик возместил произведенные покупателем расходы на устранение недостатков товара (например, на ремонт товара).
-
При обнаружении в товаре существенных недостатков (т.е. недостатков, которые являются неустранимыми либо не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени; либо после устранения появляются вновь; либо появляются неоднократно; другие подобные недостатки) покупатель может требовать от поставщика:
- возврата денег (отказавшись от исполнения договора поставки);
- замены некачественного товара на товар надлежащего качества.
Пункт 3 статьи 475 ГК РФ предоставляет сторонам установить в договоре поставки положение, согласно которому покупатель не вправе предъявлять поставщику требования о замене товара или устранения его недостатков. Договором не могут быть ограничены остальные права покупателя, предусмотренные указанной выше статьей.
Покупатель вправе выставлять поставщику требования относительно качества товара при соблюдении следующих условий:
- на товар не истек гарантийный срок (если такой срок предоставлен договором) или в течение двух лет с момента приобретения товара (если на товар не установлен гарантийный срок) (ст. 477 ГК РФ);
Если договором установлен иной срок предъявления претензии, то независимо от продолжительности гарантийного срока на товар покупатель вправе предъявить поставщику требования относительно качества товара только в течение установленного договором поставки срока.
- если недостатки в товаре возникли до его передаче покупателю (ст. 476 ГК РФ);
Если на товар установлен гарантийный срок, то бремя доказывания момента повреждения товара лежит на поставщике, если гарантийный срок не установлен – то на покупателе.
- если покупатель своевременно осмотрел товар по количеству, качеству и ассортименту.
Покупатель должен осмотреть принятые им товары, проверить их количество и качество в срок и в порядке, установленные договором или законом (ст. 513 ГК РФ). Отметим, что срок проверки товара законом не установлен.
Покупатель обязан известить поставщика о нарушении условий договора о качестве товара в разумный срок или в срок, установленный договором и исчисляемый с того момента, когда покупатель должен был обнаружить нарушение поставщиком соответствующего условия договора.
Итак, поставщику выгодно, чтобы в договоре поставки был...