Top.Mail.Ru

Посредник возвращает некачественный товар

Одна из самых распространенных причин для споров между поставщиками и покупателями в торговле – возврат некачественного товара. Ясно, что половина успеха заключается в грамотном и полном составлении договора. А именно – во включении в него порядка возврата-приемки некачественного товара, не нарушающего права обеих сторон. На что может претендовать покупатель при получении некачественного товара? Можно ли ограничить его права? Какие нужно составить документы?
Вопрос в тему
Куда:  pboul@delo-press.ru
Тема:  Консультации по правовым вопросам
От кого: Атраков О.П., Индивидуальный предприниматель

Я крупный оптовый поставщик, выступающий на рынке в качестве посредника между производителями и мелкими оптовыми покупателями. Я занимаюсь реализацией офисной мебели, изготовленной преимущественно из древесины и деревянных дверных полотен.

В процессе торговой деятельности мне пришлось столкнуться с множеством сложностей при возврате производителю некачественного товара. В частности, когда покупатель возвращает мне некачественный товар, я сдаю эту продукцию производителю. Возникают вопросы:

  • должен ли мой покупатель доставить мне некачественный товар на склад или я сам должен вывезти его со склада покупателя?
  • за чей счет осуществляется доставка некачественного товара на склад продавца?
  • вправе ли производитель не принимать у меня некачественный товар, который я принял у своего покупателя?
  • могу ли я отказать своему покупателю в приемке товара, который имеет механические повреждения (например, товар, получивший повреждения в результате его ненадлежащей транспортировки покупателем)?
  • кто отвечает за доставку товара и его сохранность в пути?

Очень часто, предъявляя претензии относительно качества товара, покупатель требует, чтобы мой представитель выехал на его склад для проведения осмотра товара. Постоянные командировки в дальние регионы занимают достаточно времени и весьма накладны, что сказывается не только на рабочем процессе, но и на моем финансовом состоянии. Можно ли как-то оптимизировать процесс приемки некачественного товара у покупателя и сдаче его производителю? Может ли покупатель самостоятельно напрямую сдавать некачественный товар производителю?

Большинство споров в сфере торговли, возникающих между поставщиками и покупателями, связано именно с поставкой некачественного товара. Причем задача поставщика – продать как можно больше товара и всеми возможными способами отказать покупателю в удовлетворении заявленных им претензий относительно качества поставленного товара. А задача покупателя – купить качественный товар по максимально низкой цене и вернуть поставщику некачественный.

Преследуя каждый свою цель, поставщик и покупатель составляют договорные условия, которые закрепляют в заключаемых ими договорах поставки. При этом стороны не должны забывать, что:

  • договор поставки не может противоречить закону, а если договор ограничивает права одной из сторон, то действуют положения законодательства;
  • гражданское законодательство содержит много диспозитивных норм, предоставляя сторонам возможность самостоятельно закреплять положения в договоре;
  • ни один закон не способен досконально урегулировать отношения сторон, а потому не запрещает сторонам закреплять в договоре условия, не противоречащие закону.

Итак, поставщик и покупатель вправе самостоятельно определить в договоре поставки порядок возврата-приемки некачественного товара, при этом не ущемляя прав ни покупателя, ни поставщика, закрепленных в законе.

Прежде чем предложить вам рекомендации по решению вопросов, возникающих у вас при приемке от покупателей некачественного товара и возврате его поставщикам, обратимся к положениям главы 30 «Купля-продажа» ГК РФ и рассмотрим, какие же права имеет покупатель при поставке ему некачественного товара и можно ли ограничить эти права в договоре поставки.

На что вправе рассчитывать оптовый покупатель при поставке ему некачественного товара?

Покупатель, которому поставлен некачественный товар, согласно статье 475 ГК РФ, вправе по своему выбору предъявить поставщику одно из следующих требований:

  1. При обнаружении в товаре недостатков, которые не относятся к категории существенных, он может требовать, чтобы:
    • была соразмерно уменьшена стоимость некачественного товара;
    • поставщик безвозмездно устранил недостатки поставленного товара;
    • поставщик возместил произведенные покупателем расходы на устранение недостатков товара (например, на ремонт товара).
  2. При обнаружении в товаре существенных недостатков (т.е. недостатков, которые являются неустранимыми либо не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени; либо после устранения появляются вновь; либо появляются неоднократно; другие подобные недостатки) покупатель может требовать от поставщика:
    • возврата денег (отказавшись от исполнения договора поставки);
    • замены некачественного товара на товар надлежащего качества.

Пункт 3 статьи 475 ГК РФ предоставляет сторонам установить в договоре поставки положение, согласно которому покупатель не вправе предъявлять поставщику требования о замене товара или устранения его недостатков. Договором не могут быть ограничены остальные права покупателя, предусмотренные указанной выше статьей.

Покупатель вправе выставлять поставщику требования относительно качества товара при соблюдении следующих условий:

  • на товар не истек гарантийный срок (если такой срок предоставлен договором) или в течение двух лет с момента приобретения товара (если на товар не установлен гарантийный срок) (ст. 477 ГК РФ);

Справка

Если договором установлен иной срок предъявления претензии, то независимо от продолжительности гарантийного срока на товар покупатель вправе предъявить поставщику требования относительно качества товара только в течение установленного договором поставки срока.

  • если недостатки в товаре возникли до его передаче покупателю (ст. 476 ГК РФ);

Справка

Если на товар установлен гарантийный срок, то бремя доказывания момента повреждения товара лежит на поставщике, если гарантийный срок не установлен – то на покупателе.

  • если покупатель своевременно осмотрел товар по количеству, качеству и ассортименту.

Справка

Покупатель должен осмотреть принятые им товары, проверить их количество и качество в срок и в порядке, установленные договором или законом (ст. 513 ГК РФ). Отметим, что срок проверки товара законом не установлен.

Покупатель обязан известить поставщика о нарушении условий договора о качестве товара в разумный срок или в срок, установленный договором и исчисляемый с того момента, когда покупатель должен был обнаружить нарушение поставщиком соответствующего условия договора.

Итак, поставщику выгодно, чтобы в договоре поставки был...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Законные проценты: практика применения

В середине прошлого года в ГК РФ появилась новая статья 317.1 «Проценты по денежному обязательству». Ее применение сразу вызвало множество вопросов у представителей юридического сообщества. Например, можно ли одновременно применить данную статью и ст. 395 ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами? Мы проанализировали практику применения новой статьи и нашли ответы на самые актуальные вопросы.

Как быть с валютными кредитами?

В связи с существенной девальвацией рубля многие граждане, которые брали кредиты в иностранной валюте, оказались в сложной экономической ситуации. Некоторые из них пытаются уменьшить долговое бремя, договариваясь с ­банками на добровольных началах. Другие обращаются в суд, пытаясь оспорить кредитный договор или установить валютный курс. Узнаем, в каких случаях валютные ­заемщики имеют шансы на успех в суде, а в каких подача иска окажется ­безрезультатной.

Подводные камни договоров с инкассаторами

Предпринимателям, которые пользуются услугами инкассаторов важно знать, что организации, занимающиеся инкассацией, обычно предлагают заключить договор по своей типовой форме. Однако она, чаще всего, содержит немало невыгодных для клиента условий. Это и ограничение ответственности инкассаторской организации, и установление платы за отказ клиента от договора, и упрощенное подтверждение факта оказания услуг. А между тем сама инкассаторская организация может не иметь достаточную оснащенность средствами охраны, что ведет к риску утраты ценностей клиента. Выясним, какие нюансы необходимо ­учитывать, ­подписывая договор на инкассацию.

Какие из банковских комиссий являются незаконными?

Не секрет, что некоторые банки взимают со своих клиентов различные комиссии, как говорится, за каждый чих. Практика показывает, что жадность отдельных банков переходит все границы, и недовольные клиенты идут в суд, чтобы оспорить незаконные комиссии. Но за что на самом деле банк вправе взимать плату с клиентов, а за что – нет? Из статьи вы узнаете ответ на этот вопрос.

Как поступить, если арендатор оставил имущество?

Бизнесмены, у которых основной вид деятельности связан со сдачей в аренду недвижимости, нередко сталкиваются с ситуацией, когда у арендатора возникают финансовые сложности и он не в силах оплачивать арендную плату. Поговорим о том, как коммерсанту в этом случае лучше себя вести, и постараемся дать несколько советов, позволяющих снизить риски для арендодателя от обращения оставленного арендатором имущества в свою пользу.

Некоторые практические вопросы отправки претензий

Представляем вашему вниманию статью победителя конкурса «Профессиональное братство в действии», посвященную вопросам, которые могут возникнуть у предпринимателей при отправке претензии контрагенту, не выполняющему обязательства по договору.

Особенности договора аренды торговых площадей

Зачастую договор аренды по своему объему может сравниться с небольшой книгой. Немудрено, что предпринимателю трудно сориентироваться в таком количестве страниц, когда нужно не только прочитать информацию, но и проанализировать ее. Бывает, что предприниматель просто наудачу ставит свою подпись под соглашением. Вот тут и начинаются сюрпризы. Арендодатель, как опытный охотник, расставляет по тексту немало хитрых ловушек для арендатора. Например, вы решили кардинально поменять сферу деятельности, потому что в данный момент работаете в убыток. Однако оказывается, что подписанный вами договор запрещает «самоуправство». Таким образом вы попали в зависимость от мнения собственника торгового центра. Кроме того, вы должны понимать, что приложения к договору тоже являются его частью, поэтому их нужно внимательно изучать. Автор поможет разобраться в условиях договора, предупредит о возможных ловушках и посоветует формулировки, выгодные вам.

Протокол разногласий к гражданско-правовому договору

В статье рассмотрены случаи, когда необходимо составлять протокол разногласий, его отличия от дополнительного соглашения и приложения к договору, приведен образец протокола разногласий и протокола согласования разногласии. Кроме того, мы поговорим о последствиях, к которым приводит оставление протокола разногласий без внимания.