Top.Mail.Ru

Коммерческое обозначение: защита от конкурентов

Пытаясь выиграть в конкурентной борьбе, предприниматели используют различные средства индивидуализации. Однако гражданское законодательство накладывает на эту область права существенные ограничения, которые зачастую становятся причиной очень обидных промахов. В чем они ­заключаются?

При осуществлении деятельности предприниматель зачастую задается следующими вопросами:

  • как выделить себя, свои услуги и продукцию среди рыночного многообразия;
  • какое название выбрать для своего бизнеса, не нарушив при этом прав других лиц;
  • из каких элементов может состоять название;
  • как защитить название от посягательств конкурентов.

Отвечая на эти вопросы, следует учитывать, что вступившая в силу с 1 января 2008 года IV часть ГК РФ предоставляет индивидуальным предпринимателям право использовать в своей деятельности коммерческое обозначение. В этой статье мы поговорим о том, что такое коммерческое обозначение, из каких элементов оно может состоять, чем оно отличается от фирменного наименования, товарного знака и знака обслуживания и как защитить коммерческое обозначение от посягательств конкурентов.

Сегодня мы пользуемся значительным количеством терминов, касающихся индивидуализации участников рынка, их бизнеса и товаров, которые они производят или реализуют. Речь идет о бренде, фирменном наименовании, товарном знаке, логотипе, знаке обслуживания и так далее. Даже человеку, имеющему представление о гражданском законодательстве, не просто в этом разобраться. Однако IV часть ГК РФ четко выделяет лишь следующие средства индивидуализации:

  • фирменные наименования;
  • товарные знаки (знаки обслуживания);
  • наименования мест происхождения товаров (ст. 1225 ГК РФ).

Наряду с этим новая часть ГК РФ впервые в качестве самостоятельного средства индивидуализации выделила и коммерческое обозначение.

Понятие и признаки коммерческого обозначения

Коммерческое обозначение представляет собой не что иное, как объект интеллектуальной собственности. Однако до 1 января 2008 года никакими особыми нормами в составе различных «интеллектуальных» законов правовой режим коммерческого обозначения не регулировался. До указанной даты коммерческое обозначение было лишь упомянуто в главе 54 части второй ГК РФ, посвященной коммерческой концессии. Поскольку понятие «коммерческое обозначение» нигде не раскрывалось, были распространены различные точки зрения относительно этого правового института.

Проанализировав теоретические и практические трактовки понятия, можно сказать, что коммерческое обозначение – это символ, позволяющий отличать одно предприятие от другого. Для потребителя коммерческое обозначение – это внешнее проявление бизнеса, на которое он ориентируется, совершая покупки, обращаясь за оказанием услуг и так далее. Поэтому значимость коммерческого обозначения достаточно велика. Коммерческими обозначениями могут являться названия магазинов, торговых центров, ресторанов, автозаправок, кафе быстрого питания, мастерских обуви. Использовать коммерческое обозначение можно путем указания на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или упаковках.

Если возможность иметь фирменные наименования действующее законодательство предоставляет только юридическим лицам, коммерческие обозначения вправе использовать и предприниматели. Предпринимателям оно заменяет фирменное наименование, а для компаний является средством дополнительной индивидуализации.

Пример 1

ООО «Волжский текстиль» принадлежит сеть магазинов по продаже постельного белья «Казанова». В данном случае «Волжский текстиль» – это фирменное наименование, а «Казанова» – коммерческое обозначение.

Поскольку индивидуальный предприниматель не может иметь фирменное наименование, то, к примеру, для предпринимателя Петрова, владеющего сетью закусочных «Попили, поели», название «Попили, поели» является именно коммерческим обозначением.

Признаки коммерческого обозначения, условия возникновения исключительного права на него и срок действия этого права содержит параграф 4 главы 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий» части IV ГК РФ. Примечательно, что точного определения коммерческого обозначения ГК РФ также не дает, а лишь характеризует его через ряд признаков (особенностей), к которым относятся:

Наличие достаточных различительных признаков

Коммерческое обозначение должно обладать отличительными признаками, а именно: не вводить потребителей и партнеров в заблуждение и способствовать различению одного предприятия от другого. Различительная способность может быть присуща обозначению как изначально, так и приобретена на практике.

Локальный характер коммерческого обозначения

Использование коммерческого обозначения должно быть известным в пределах определенной территории. Это означает, что зона действия обозначения, как правило, ограничена местностью, в которой находится и осуществляет свою деятельность предприниматель (округ, район, муниципальное образование). При этом под известностью понимается информация о том, что о правообладателе (и его обозначении) знают участники коммерческого оборота. Известность коммерческого обозначения может быть приобретена путем его интенсивного использования в пределах определенной территории, благодаря рекламе, значительному числу потребителей и другими путями.

Подробных критериев различимости и известности в отношении коммерческих обозначений законодатель не приводит, что, безусловно, порождает проблемы, в частности, риск столкновения одинаковых коммерческих обозначений между собой и с иными средствами индивидуализации.

Пример 2

Название «Продукты», принадлежащее магазину, на первый взгляд, не обладает различительной способностью и не будет охраняться как коммерческое обозначение. Однако название «Наедайся, поправляйся» обладает выраженными различительными признаками.

Допустим, в маленьком поселке существует единственный продуктовый магазин, имеющий в своем ассортименте редкие дорогие продовольственные товары и называющийся «Продукты». В данной ситуации именно это название будет ассоциироваться у потребителей с особыми видами продуктов, обслуживанием и прочими атрибутами магазина. Следовательно, в этом случае название «Продукты» обладает различительной особенностью, и есть все основания для охраны его в качестве коммерческого обозначения. Однако при открытии другим предпринимателем второго магазина с точно таким же названием спор, связанный со столкновением одинаковых наименований, подлежит разрешению в судебном порядке, где и будет принято окончательное решение.

Следует отметить, что при рассмотрении подобного спора суд будет учитывать все обстоятельства дела. На мой взгляд, владельцу первого магазина будет непросто доказать, что название «Продукты» соответствует всем признакам коммерческого обозначения, поэтому шансы владельца первого магазина значительно ниже. Так что в интересах предпринимателей придумывать собственное оригинальное название.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Законные проценты: практика применения

В середине прошлого года в ГК РФ появилась новая статья 317.1 «Проценты по денежному обязательству». Ее применение сразу вызвало множество вопросов у представителей юридического сообщества. Например, можно ли одновременно применить данную статью и ст. 395 ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами? Мы проанализировали практику применения новой статьи и нашли ответы на самые актуальные вопросы.

Как быть с валютными кредитами?

В связи с существенной девальвацией рубля многие граждане, которые брали кредиты в иностранной валюте, оказались в сложной экономической ситуации. Некоторые из них пытаются уменьшить долговое бремя, договариваясь с ­банками на добровольных началах. Другие обращаются в суд, пытаясь оспорить кредитный договор или установить валютный курс. Узнаем, в каких случаях валютные ­заемщики имеют шансы на успех в суде, а в каких подача иска окажется ­безрезультатной.

Подводные камни договоров с инкассаторами

Предпринимателям, которые пользуются услугами инкассаторов важно знать, что организации, занимающиеся инкассацией, обычно предлагают заключить договор по своей типовой форме. Однако она, чаще всего, содержит немало невыгодных для клиента условий. Это и ограничение ответственности инкассаторской организации, и установление платы за отказ клиента от договора, и упрощенное подтверждение факта оказания услуг. А между тем сама инкассаторская организация может не иметь достаточную оснащенность средствами охраны, что ведет к риску утраты ценностей клиента. Выясним, какие нюансы необходимо ­учитывать, ­подписывая договор на инкассацию.

Какие из банковских комиссий являются незаконными?

Не секрет, что некоторые банки взимают со своих клиентов различные комиссии, как говорится, за каждый чих. Практика показывает, что жадность отдельных банков переходит все границы, и недовольные клиенты идут в суд, чтобы оспорить незаконные комиссии. Но за что на самом деле банк вправе взимать плату с клиентов, а за что – нет? Из статьи вы узнаете ответ на этот вопрос.

Как поступить, если арендатор оставил имущество?

Бизнесмены, у которых основной вид деятельности связан со сдачей в аренду недвижимости, нередко сталкиваются с ситуацией, когда у арендатора возникают финансовые сложности и он не в силах оплачивать арендную плату. Поговорим о том, как коммерсанту в этом случае лучше себя вести, и постараемся дать несколько советов, позволяющих снизить риски для арендодателя от обращения оставленного арендатором имущества в свою пользу.

Некоторые практические вопросы отправки претензий

Представляем вашему вниманию статью победителя конкурса «Профессиональное братство в действии», посвященную вопросам, которые могут возникнуть у предпринимателей при отправке претензии контрагенту, не выполняющему обязательства по договору.

Особенности договора аренды торговых площадей

Зачастую договор аренды по своему объему может сравниться с небольшой книгой. Немудрено, что предпринимателю трудно сориентироваться в таком количестве страниц, когда нужно не только прочитать информацию, но и проанализировать ее. Бывает, что предприниматель просто наудачу ставит свою подпись под соглашением. Вот тут и начинаются сюрпризы. Арендодатель, как опытный охотник, расставляет по тексту немало хитрых ловушек для арендатора. Например, вы решили кардинально поменять сферу деятельности, потому что в данный момент работаете в убыток. Однако оказывается, что подписанный вами договор запрещает «самоуправство». Таким образом вы попали в зависимость от мнения собственника торгового центра. Кроме того, вы должны понимать, что приложения к договору тоже являются его частью, поэтому их нужно внимательно изучать. Автор поможет разобраться в условиях договора, предупредит о возможных ловушках и посоветует формулировки, выгодные вам.

Протокол разногласий к гражданско-правовому договору

В статье рассмотрены случаи, когда необходимо составлять протокол разногласий, его отличия от дополнительного соглашения и приложения к договору, приведен образец протокола разногласий и протокола согласования разногласии. Кроме того, мы поговорим о последствиях, к которым приводит оставление протокола разногласий без внимания.