Top.Mail.Ru

Особенности налогового планирования на российских предприятиях

Как с помощью налогового планирования повысить эффективность использования денежных средств и достигнуть контроля над ситуацией в сфере налогообложения? Материалы статьи содержат практическую информацию по планированию налоговых начислений и составлению графика налоговых платежей с учетом особенностей нового фискального законодательства, а также краткий обзор действующих налогов на территории Российской Федерации.
Как с помощью налогового планирования повысить эффективность использования денежных средств и достичь контроля над ситуацией в сфере налогообложения? Налоговое законодательство претерпевает постоянные изменения, что вполне закономерно, учитывая его регулирующую функцию. Иногда такие изменения могут быть настолько радикальными, что их последствия в значительной степени влияют на хозяйственную деятельность и структуру компании. Определить критические пункты в налогообложении, заранее просчитать варианты и избежать излишних затрат, а также оптимизировать платежи поможет налоговое планирование на предприятии.

Предупрежден – значит, вооружен. Суть налогового планирования, связь с бюджетом, ДДС, инвестиционным планом

Каждый главный бухгалтер заинтересован в правильном расчете налогов и их своевременной уплате, поскольку это помогает избежать конфликтов с фискальными органами и возможных негативных финансовых последствий для предприятия. Однако не всегда возможно своевременно и точно определить фактическую базу для расчета налога по разным причинам: несвоевременное представление документов, отсутствие бухгалтерских проводок в базе данных, ошибки.

Очевидный выход из ситуации для многих — перечисление заведомо большей суммы с целью избежать недоплаты и предоставление корректирующей отчетности. Недостатком такого метода является «замораживание» излишних денежных средств на счете налоговой инспекции, тогда как если бы они находились на счете в банке, то приносили бы доход компании. Еще более неприятна ситуация, когда у компании на текущий момент недостаточно средств для уплаты налогов и приходится в срочном порядке изыскивать резервы.

Налоговое планирование, осуществляемое на предприятии, позволит избежать неожиданностей и в определенной степени «подстелить соломку» в сложных ситуациях, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Действующий перечень налогов, уплачиваемых на территории Российской Федерации, утвержден НК РФ.

Каждое функционирующее на территории страны предприятие может выступать плательщиком налогов либо налоговым агентом. В обоих случаях необходимая к перечислению величина должна быть рассчитана и перечислена со счетов предприятия, а необходимые денежные средства зарезервированы для этой цели. Учитывая значительный размер ставок по налогам (на прибыль 20%, НДС 18%), а также величину прочих налоговых отчислений отдельно взятого предприятия в зависимости от сферы его деятельности, суммы налогов к уплате составляют весьма ощутимые для компании величины, и тем важнее для нее становится вопрос налогового планирования – распределенного во времени текущего прогноза начисления и уплаты налогов. Динамично меняющееся налоговое законодательство также способствует более пристальному изучению данной темы.

Процесс составления налогового плана

Условно процесс составления налогового плана можно разбить на две части: исчисление налогов за соответствующие периоды и их уплата. Целью налогового планирования в конечном итоге является оптимизация величины налоговых отчислений и их распределение во времени. Компания должна действовать проактивно, используя по возможности льготы законодательства и согласуя свои действия с существующими требованиями.

Отправной точкой для составления модели налогового прогноза, как правило, является утвержденный годовой бюджет компании (в виде прогноза Отчета о прибылях и убытках) и инвестиционный план (находит отражение также в прогнозе Баланса) с разбивкой по месяцам. Эти две формы в стоимостном (иногда и в натуральном) выражении отражают намерения компании по ведению бизнеса за указанный период. Большое значение имеет качество исходных планов, так как если исходные данные будут слишком условными, то и производный налоговый расчет также будет весьма приблизительным. Для уточненного расчета налогов лучше иметь максимально детализированные по статьям формы отчетов.

После того как составлен прогноз начисленных налогов, на следующем этапе планируется распределение их перечисления по периодам, которое повлияет на общий прогноз движения денежных потоков. Таким образом, существует тесная взаимосвязь между составлением годового бюджета, инвестиционным планом, планом движения денежных средств и налоговым планированием.

Построение матрицы налоговых начислений

Рассмотрим подробнее составление матрицы налоговых начислений.

Для начала нужно составить перечень налогов, которые уплачивает предприятие как налогоплательщик или налоговый агент, и определить по каждому из них налоговую базу.

Для этого нужно рассмотреть операции, осуществляемые предприятием, с точки зрения их влияния на расчет налогов.

НДС

При составлении прогноза по НДС необходимо обращать внимание на следующие моменты:

  1. планируется ли перемещение товаров через таможенную границу РФ?
  2. реализуются ли товары (работы, услуги), имеющие налоговые ставки, отличные от 18 процентов?
  3. планируется ли осуществление предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров?
  4. планируется ли приобретение на территории РФ товаров (работ, услуг) у налогоплательщиков, которыми являются иностранные лица, не состоящие на учете в налоговых органах?

Каждая из названных операций имеет свои особенности в расчете налога на добавленную стоимость, которые необходимо учитывать при составлении прогноза, а именно — в соответствии с последней редакцией НК РФ для расчета...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Федеральный и региональный МРОТ: что должен знать бухгалтер

Со следующего года МРОТ в очередной раз повышается. Причем в скором времени он сравняется с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения. Расскажем, какой МРОТ необходимо применять, если в регионе установлен свой уровень; как правильно сравнивать заработную плату с минимальным размером оплаты труда, а также какие выплаты должны в него включаться (за сверхурочную работу, работу по совмещению и совместительство и пр.).

Как не ошибиться при расчете «аванса»по зарплате

Понятие «аванс» в ТК РФ не используется. На практике им именуют выплату части зарплаты за первую половину месяца. Разберемся, как правильно установить даты выплаты зарплаты; можно ли выплатить «аванс» раньше срока; что входит в первую часть заработной платы и каков порядок уплаты НДФЛ с нее.

Сроки хранения документов: памятка для бухгалтера

Анализ нормативной базы показывает, что нередко по одному и тому же документу установлены различные сроки хранения. Рассмотрим сроки хранения архивных документов; уставов, протоколов, положений; бухгалтерской и налоговой документации; бумаг, связанных с валютными операциями и ВЭД, страховыми взносами и пр.

Создаем обособленное подразделение

Классический способ организации удаленных рабочих мест под контролем работодателя предусматривает создание филиала, представительства и других обособленных подразделений. Разберемся, какие документы необходимо издать, в какие сроки поставить на учет в инспекцию созданное подразделение, а также какие кадровые вопросы придется решить в первую очередь.

Документооборот по списанию материалов на производство СМР

Любая организация, стремящаяся к безошибочному учету, должна построить стройную систему документооборота. В теории это кажется довольно просто, однако на практике компания сталкивается со множеством сложностей, которые возникают не только по вине организации. Например, при создании документооборота по списанию материалов на производство строительно-монтажных работ (СМР). В статье представлены четыре возможные варианта построения системы, даны рекомендации и разъяснены их плюсы и минусы.

Что делать с перерасходом ГСМ?

Из статьи вы узнаете, каким образом выявить хищение горюче-смазочных материалов и установить вину работника. Разъяснено, какими документами руководствоваться для нормирования расходов на топливо, возможно ли взыскать с сотрудника сумму причиненного ущерба или выгоднее использовать иной метод, например, уменьшить премию или заставить работника оплатить перерасход топлива путем его покупки.

Как законно принять наличную выручку без ККМ: практические рекомендации

Если у организации нет кассы, а контрагент принес наличность, не отказывайтесь ее принимать. Если правильно оформить передачу денег, то фирма не потеряет партнера по бизнесу. Как законно принять наличность, чтобы за это не последовали штрафы, рекомендует практикующий адвокат.

Правила заполнения товарно-транспортной накладной

Из статьи вы узнаете, когда и в скольких экземплярах необходимо заполнять товарно-транспортную накладную. Автор приводит примеры заполнения ТТН и оформления товарной накладной по форме ТОРГ–12. В статье объясняется, в каких случаях достаточно оформления ТОРГ–12 без составления товарно-транспортной накладной. Анализируются позиции налоговых органов и арбитражных судов.