Top.Mail.Ru
Собственники бизнеса и топ-менеджеры периодически встают перед выбором: получать им дополнительно к базовому бизнес-образование или ограничиться курсами повышения квалификации или семинарами? Это особенно актуально для ИП с небольшим штатом сотрудников, ведь в таком случае у собственника бизнеса зачастую нет финансовой возможности да и острой необходимости нанимать отдельного человека, который обучал бы кадры. В данном материале предприниматели делятся своим мнением относительно бизнес-образования и своим опытом его получения.
Собственники бизнеса и топ-менеджеры периодически встают перед выбором: получать ли им дополнительно к базовому бизнес-образование или ограничиться курсами повышения квалификации или семинарами? Это особенно актуально для ИП с небольшим штатом сотрудников, ведь в таком случае у собственника бизнеса зачастую нет финансовой возможности да и острой необходимости нанимать отдельного человека, который обучал бы кадры. И тогда лидер компании становится не только идейным вдохновителем, но и практикующим тренером.

Из программистов – в директора аптек

Генеральный директор сети аптек «№ 313» Ольга Маячкина пришла в фармацевтический бизнес совершенно из другой сферы деятельности. Десять лет она проработала в технической области: была начальником IT-отдела аптечной сети. А когда в 2007 году ее пригласили на должность руководителя сети аптек «№ 313», она готова была практически сразу же отказаться, потому что одно дело – руководить определенным направлением, другое – возглавлять весь комплекс. Но все-таки приняла предложение. И буквально через два месяца поступила в Высшую школу экономики, на специальность «Производственный менеджмент». Чтобы быть подкованной теоретически, овладеть навыками и стать успешным руководителем, она решила получить бизнес-образование. Обучение она закончила в июне 2010 года. По ее мнению, практика без теории – ничто. «Наше классическое общеуниверситетское образование учит самому главному – учиться, дает теоретические знания. Да, практика важна, но без теории узко применима, узко специализирована, – говорит эксперт. – На практике тебя обучают принимать определенные решения при возникновении конкретной ситуации, но, не имея теоретических знаний, ты не сможешь принять необходимые решения в любых других случаях. Поэтому теория – это основа всего».

«Мое мнение таково, что успешный бизнесмен-собственник должен обладать определенной харизмой, характером, потому что очень часто в бизнесе нужно принимать жесткие решения. Знания служат хорошей помощью в управлении каким-либо процессом. Но чтобы им управлять, нужно понимать суть этого процесса. Теоретические знания нужны и для того, чтобы руководитель мог контролировать результаты работы, иметь представление о показателях качества деятельности своей компании, своих сотрудников», – говорит Ольга Маячкина.

Бизнесмен может и не иметь образования

Очень часто самые успешные бизнесмены-собственники – это люди без образования. Таких примеров много. «Но когда читаешь всевозможную литературу о современных предпринимателях, все-таки понимаешь, что они в итоге идут куда-то учиться. Знания просто необходимы. А есть еще вариант человека с хорошей интуицией, для которого характерно приобретение знаний в процессе ведения бизнеса, – высказывает свое мнение генеральный директор сети аптек «№ 313» Ольга Маячкина. – Наличие образования помогает сократить период получения знаний на основе собственного жизненного опыта. Многое, что ты получил путем проб и ошибок, возможно, уже давно известно и описано в теории. Я считаю, что для меня полученные в процессе бизнес-образования знания оказались очень полезными. Раз уж я решила кардинально сменить область деятельности, мне было бы стыдно занимать такую должность, не имея соответствующего образования», – резюмирует Ольга.

Она также отметила, что вся полученная в процессе обучения информация оказалась весьма полезной для нее и бизнеса в целом. И особенно удачным для нее явилось то, что в процессе обучения, она могла оценивать знания применительно к собственной практике, на примере компании, определяя для себя, как генерального директора, какие у сети проблемы на сегодня, что и каким образом можно улучшить. На данном этапе своей карьеры она планирует качественно применить полученные знания на практике. «Получая первое высшее образование, ты приобретаешь в основном общетеоретические знания. А уже при втором высшем получаешь знания больше с практической точки зрения, – говорит фармацевт Анна Большова. – Но сейчас, наверное, молодежь работает и во время получения своего первого высшего образования. И это, в принципе, правильно. Чтобы получить практические навыки, достаточно, думаю, и курсов. А высшее о­бразование потому и высшее, что дает основу, умения, навыки».

Вдохновение – из музыки и путешествий

Собственник и генеральный директор аптечной сети «Аптека района» Александр Шалунов получил медицинское и юридическое образование, а сейчас обучается в консерватории. «Считаю, что творчество благотворно влияет на ведение бизнеса, меняя мировосприятие делового человека и его отношение к людям. Часто творческий подход к делу позволяет взглянуть на любую проблему под иным углом и найти ответ на вопрос там, где его никто не ждет», – говорит Александр Шалунов.

Собственник и генеральный директор аптечной сети «ПИК НН» Герман Князев получил высшее военное и инженерно-командное образование. «С 1991 года я занимаюсь бизнесом, – говорит эксперт. – Первая точка сети «ПИК НН» была открыта в 1996 году. За это время я прошел несколько стажировок за рубежом и получил дополнительное экономическое образование по организации аптекарского бизнеса. Это было необходимо. Считаю, что получать новые знания и навыки следует постоянно, черпать их из общения с коллегами, читать специализированную литературу по технологиям ведения бизнеса, посещать семинары».

Оба собственника, понимая важность постоянного роста в профессии, уделяют большое внимание вопросу образования в собственной сети. «При компании с 2000 года работает Центр повышения квалификации. Его пришлось ввести с момента активной развитии розничной сети, — говорит Герман Князев. — В этот момент мы столкнулись с проблемой подбора персонала. Как и в других отраслях, выходящие из стен медицинских училищ молодые ребята не готовы сразу же приступить к работе. Задача дообучения легла на службу персонала. Изначально в нашей службе персонала работали те люди, которые могут и набрать, и обучить людей». При этом человека обучают еще и тактике продаж, которая обеспечивала бы сети хорошую доходность. «Получать ли человеку бизнес-образование, решать ему. А нам важно стандартизировать знания своих сотрудников», — говорит Александр Шалунов.

Теоретик или практик? Вот в чем вопрос

Генеральный директор компании или собственник бизнеса сам решает, получать ли ему дополнительное бизнес-образование или ограничиться саморазвитием. Генеральный директор компании «Event make» Эльвира Барбашова считает, что в качестве лекторов в бизнес-образовании выступают, как правило, теоретики. «И это плохо, так как большинство рассматривают бизнес-образование как возможность научиться именно навыкам, которые можно использовать в бизнесе, – говорит эксперт. – Мы сами находим по всей России тех людей, которые могут именно «вести», а не «читать» занятия. То есть они делятся своими навыками, опытом в бизнесе. Найти таких людей, которые бы хорошо говорили и при этом являлись топ-менеджерами с богатым опытом или же собственниками бизнеса, очень сложно». В их поисках приходится ездить по городам и находить таких людей. По ее словам, часто бизнес-образование является неким базисом, а вот посещение семинаров и курсов, которые ведут практики, — как раз той важной составляющей, без которой в бизнесе никуда.

Генеральный директор ГК «Симона» Ольга Никитина считает, что любое практическое дело, во-первых, требует владения именно теоретическими знаниями. «В частности, для ведения бизнеса необходимо знать, как грамотно поставить цель. Именно она определяет будущее организации, — говорит эксперт. — Для грамотной постановки цели нужно предварительно проанализировать сложившуюся на данный момент ситуацию и сделать прогноз на будущее. Далее спланировать, какими средствами и способами будет достигаться поставленная цель, а для этого необходимо иметь полное представление об инструментарии. Важно правильно определить подходящие для реализации именно этой цели средства и способы, ведь только от них будет зависеть полученный результат». Во-вторых, по словам нашего эксперта, кроме теории, необходимо опираться на уже имеющийся опыт ведения бизнеса (свой либо чужой), учитывать плюсы и минусы, вырабатывать оптимальную стратегию.

Генеральный директор сети агентств недвижимости «Чекни» Анатолий Рябинкин любит цитировать фразу своего учителя, профессора Михаила Матиашвили: «Теория менеджмента – это обобщение практики». «Если говорить о старой советской школе менеджмента, то можно многое от нее перенять. Тогда люди получали базовое высшее образование, допустим, техническое. Затем начинали работать по профессии, например, в качестве инженера. И если у человека появлялись желание и возможности заняться управленческой деятельностью, он шел в высшую партийную школу», — говорит Анатолий. Он считает такой путь правильным, так как человек должен обладать базовыми навыками и глубокими теоретическими знаниями той профессии, в которой он собирается развиваться. Тогда информация по менеджменту ляжет на благодатную почву. И только в этом случае дополнительное образование станет весьма полезным. Анатолий Рябинкин шел в своем развитии по первому пути. После базового образования он обучался по президентской программе подготовки управленческих кад­ров и MBA. «В целом эти программы похожи: читаются примерно одни и те же основные дисциплины. Полученная в ходе обучения информация оказалась вполне достаточной в качестве базовых знаний. Но это было 10 лет назад, — отмечает эксперт. — И затем, как только я чувствую недостаток информации, черпаю ее из курсов и литературы. Также следует как можно чаще общаться с коллегами и партнерами: они служат источником полезной для бизнеса информации». Анатолий Рябинкин уверен, что одни из лучших преподавателей – те люди, которые являются в бизнесе одновременно и теоретиками, и практиками. Важно, чтобы информация подавалась легко, азартно.

Самое главное – возможность применить

Эльвира Барбашова считает, что для достижения результатов в бизнесе самое главное – чтобы человек обладал не только теоретическими знаниями, но и теми навыками, которые можно применить в бизнесе. Эти знания могут донести преподаватели с практическим навыком консультирования или ведения собственного дела. Нужно знать о подводных камнях, которые в бизнесе типичны. «Хочется узнать о том, как правильно подбирать себе команду и как ею руководить, как развивать свой бизнес. Конечно, теория тоже важна. Каждый человек обычно сам интуитивно чувствует, каких конкретно знаний ему не хватает, и может почерпнуть эту информацию из книг», – говорит она. Генеральный директор компании «Event make» также считает, что топ-менеджерам, генеральным директорам и управляющим надо учиться «мартышничать» – подражать успешным людям, которые добились своего в бизнесе. Следить за их поведением, их настроем, внимательно слушать их выступления – это очень важно. Таким образом можно найти ответы на многие вопросы.

Генеральный директор сети агентств недвижимости «Чекни» Анатолий Рябинкин полагает, что для успешного ведения бизнеса в первую очередь требуется знание самого себя, своих возможностей. Во-вторых, знание рынка, в котором ты работаешь. «Для меня обучение – это курсы по маркетингу, которые я стараюсь посещать как можно чаще, а также книги, известные бестселлеры. Я также постоянно изучаю достижения своих конкурентов, чтобы по возможности адаптировать их креативные идеи под свою компанию, – говорит Анатолий Рябинкин. – Чтобы придумать и внедрить нестандартный ход, важно следить за окружающей средой – конкурентами, партнерами. Правда, многое зависит от размера компании: чем он ближе к вашей, тем лучше, т.к. легче будет внедрять различные технологии и возможности продвижения бренда».

В качестве критериев оценки полезности бизнес-обучения эксперты назвали следующие моменты. «Не буду оригинальной. Если полученные знания можно использовать на практике, бизнес-обучение полезно. Правда, бывает и так, что сначала тебе кажется, что эти знания могут и не понадобиться, однако они могут «выстрелить» спустя какое-то время. Причем часто помогают знания именно из смежных областей – философии, психологии», — говорит Эльвира Барбашова. Для Ольги Никитиной основным критерием оценки полезности бизнес-обучения является построение его на анализе реальных бизнес-проблем, на разборе реальных ситуаций из российской деловой практики, а также изложение материала таким образом, чтобы это давало возможность сочетать процесс обучения с воплощением полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Все эксперты сошлись в одном: если полученные знания можно использовать на практике, значит, они эффективны и полезны.

Материал подготовлен Мариной Сипатовой
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен

Восьмичасовой рабочий день был придуман более века назад. Введение столь привычного нам графика работы было тогда, выражаясь современным языком, инновационным решением, которое во многом повысило эффективность труда. Но время идет, и все новое неизбежно устаревает. Вот и идея восьмичасового дня все чаще подвергается критике. Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен? И какой график работы является наиболее оптимальным? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Как из посетителей интернет-магазина сделать покупателей

Электронный бизнес пользуется все большей популярностью. Многие предприниматели покупают готовые интернет-магазины или сами создают их «с нуля». Как сделать, чтобы посетители вашего магазина стали его покупателями, читайте в нашей статье.

Сотовый телефон как троянский конь

Сотовый телефон уже стал одним из главных атрибутов делового человека. Про него можно смело сказать: «Без телефона как без рук». Однако о его вреде для здоровья ходит много слухов. Предлагаем разобраться, что из них миф, что ­реальность, а также как лучше его использовать.

Тайм-менеджмент, или Искусство все успевать

Всем нам знакомо ощущение, когда ни на что не хватает времени. Кажется, что в сутках мало часов, и, если бы еще чуть-чуть времени было в запасе, все идеи воплотились бы в жизнь. Психологи уверены: чтобы все успевать, нужно спокойно проанализировать свою жизнь, деятельность, расставить приоритеты и контролировать свой день. Тогда на смену беготне, суматохе и волнению по поводу невыполненных дел придет уравновешенность, спокойствие и вовремя осуществленные планы.

Особенности регистрации товарных знаков

Большинство предпринимателей для повышения узнаваемости своих продуктов, магазинов, салонов и т.п. разрабатывают товарные знаки. Но далеко не каждый бизнесмен его регистрирует, несмотря на высокий риск того, что это сделают конкуренты. В большинстве случаев это происходит из-за незнания необходимых процедур. Автор отвечает на наиболее часто возникающие у предпринимателей вопросы, связанные с регистрацией товарных знаков.

Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен

Восьмичасовой рабочий день был придуман более века назад. Введение столь привычного нам графика работы было тогда, выражаясь современным языком, инновационным решением, которое во многом повысило эффективность труда. Но время идет, и все новое неизбежно устаревает. Вот и идея восьмичасового дня все чаще подвергается критике. Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен? И какой график работы является наиболее оптимальным? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Как рассчитать оптимальную численность персонала

В условиях кризиса с проблемой оптимизации численности персонала приходится сталкиваться практически каждому предпринимателю. На помощь приходят проверенные статистические методы.

Бизнес на халяву, или Что можно получить в рамках спонсорства

Обычно у предпринимателей термины «спонсор» и «спонсорство» вызывают весьма неоднозначные ассоциации. Большинство считает, что спонсорские проекты – это удел крупных и высокодоходных компаний, которым «деньги девать некуда». А некоторые и вовсе уверены, что спонсорство и благотворительность – это одно и то же, и уж точно никаких доходов от него ожидать не стоит. На деле различные спонсорские проекты – отличная возможность для развития собственного бизнеса. Остается только разобраться в том, какие выгоды кроются в понятии «спонсор».