Top.Mail.Ru
В 2011 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ. Страховые тарифы дифференцированы по классам профессионального риска, сложившимся по видам экономической деятельности страхователей. При этом основной вид деятельности требует ежегодного подтверждения. Об этом и пойдет речь в статье.
Для утверждения страхового тарифа на очередной год страхователи должны в срок до 15 апреля подтвердить основной вид экономической деятельности. Поэтому в статье мы подробно рассмотрим порядок подтверждения основного вида деятельности и последствия несвоевременного представления документов.

Страховой тариф

Страховой тариф – это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов (ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», далее — Закон о страховании).

В 2011 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Данный вывод прозвучал в Федеральном законе от 08.12.2010 г. № 331-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Страховые тарифы дифференцированы по классам профессионального риска (ст. 21 Закона о страховании).

Класс профессионального риска – это уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей (ст. 3 Закона о страховании).

Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска приведена в приказе Минздравсоцразвития от 18.12.2006 г. № 857.

Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждены постановлением Правительства от 01.12.2005 г. № 713 (далее – Правила отнесения к классу профессионального риска).

Итак, каждому вновь зарегистрированному страхователю региональное отделение ФСС определяет класс его профессионального риска для установления размера страхового тарифа. Как правило, речь здесь идет об основном виде экономической деятельности, указанном при регистрации. При этом основной вид деятельности юридических лиц и подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, требует ежегодного подтверждения. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Порядок подтверждения

Для утверждения страхового тарифа на очередной год страхователи должны в срок до 15 апреля подтвердить основной вид экономической деятельности. Данное правило прописано в п. 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 31.01.2006 г. № 55 (далее – Порядок подтверждения вида деятельности).

При этом если у организации есть подразделения, осуществляющие иные виды деятельности, то она вправе их выделить в самостоятельные классификационные единицы со своими размерами страховых тарифов.

Самостоятельными классификационными единицами являются подразделения страхователя при условии выполнения ими следующих требований (п. 7 Порядка подтверждения вида деятельности):

  • осуществление подразделениями видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя;
  • ведение страхователем бухгалтерского учета деятельности подразделений, позволяющего обеспечить составление раздела III формы 4-ФСС РФ;
  • представление в ФСС формы 4-ФСС РФ в целом по организации и Раздела III по подразделению, являющемуся самостоятельной классификационной единицей.

Отметим, что не потребуется подтверждать основной вид деятельности следующим страхователям:

  • физическим лицам, т.к. их основной вид деятельности соответствует указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (п. 10 Правил отнесения к классу профессионального риска);
  • в первый год деятельности для вновь созданных страхователей, которые не осуществляли свою деятельность в предыдущем году (п. 6 Порядка подтверждения вида деятельности).

Определяем основной вид деятельности

Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имел наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (п. 9 Правил отнесения к классу профессионального риска). Если страхователь осуществлял несколько видов деятельности, распределенных равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, то он подлежит отнесению к тому основному виду деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска (п. 14 Правил отнесения к классу профессионального риска).

К сведению

Изменение страхователем в течение текущего года вида экономической деятельности не влечет изменения размера страхового тарифа, установленного на этот год в отношении такого страхователя (п. 6 Правил отнесения к классу профессионального риска).

Основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации (п. 9 Правил отнесения к классу профессионального риска).

Государственные (муниципальные) учреждения относятся к 01 классу профессионального риска в части деятельности, которая финансируется из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников (п. 15 Правил отнесения к классу профессионального риска).

Общаемся с ФСС

Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в ФСС следующие документы (п. 3 Порядка подтверждения вида деятельности):

  • заявление по форме, указанной в приложении № 1 к Порядку подтверждения вида деятельности;
  • справку­подтверждение по форме, указанной в приложении № 2 к Порядку подтверждения вида деятельности;
  • копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей — субъектов малого предпринимательства);
  • копию лицензии (для страхователей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию).

ФСС в двухнедельный срок с момента представления указанных документов должна уведомить страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа (п. 4 Порядка подтверждения вида деятельности).

Обратите внимание: до подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и его подразделения относятся к тому основному виду экономической деятельности, который был подтвержден в предыдущем году (п. 11 Порядка подтверждения вида деятельности).

Пример 1

Если не подтвердили вид деятельности

Если страхователь до 15 апреля не представил документы, подтверждающие основной вид деятельности, то ФСС самостоятельно устанавливает ему страховой тариф. В данном случае представители фонда относят страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов деятельности.

Далее фонд в срок до 1 мая должен уведомить организацию об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа (п. 5 Порядка подтверждения вида деятельности).

Судебная практика

Суд в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 19.07.2010 г. № А28-16866/2009 установил, что согласно представленным выпискам из ЕГРЮЛ видами экономической деятельности, осуществляемыми ООО «Вектор», являются:

  • «розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями», код ОКВЭД 52.11 (относится к 1-му классу профессионального риска);
  • «розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво» код ОКВЭД 52.25.1 (относится к 1-му классу профессионального риска);
  • «лесозаготовки», код ОКВЭД 02.01.1 (относится к 21-му классу профессионального риска).

Арбитры решили, что поскольку общество до 15 апреля не представило документы, подтверждающие вид экономической деятельности, то ФСС обоснованно установил основной вид деятельности страхователя – «лесозаготовки».

Кроме того, суд отклонили довод ООО «Вектор», что вид деятельности «лесозаготовки» вообще был исключен обществом из перечня осуществляемых им видов. Ведь данное событие произошло уже после окончания срока представления документов для подтверждения основного вида деятельности и не могло повлечь изменение установленного ФСС размера страхового тарифа.

Отметим, что если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, то он в целом подлежит отнесению к виду экономической деятельности, который соответствует его основному виду экономической деятельности (п. 10 Порядка подтверждения вида деятельности).

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?