• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» апрель 2011
  • Рубрика Правовое обеспечение деятельности

Доверенности в трудовых отношениях

  • 0 комментариев
  • 20 просмотров
Какие нюансы необходимо учесть при выдаче доверенностей на право представления интересов организации в отношениях с органами надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства? С этим и другими вопросами рано или поздно сталкивается практически любой кадровик. Ответы на них вы найдете в статье.


Из публикации в этом номере вы узнаете, почему организация-работодатель1 не может выдавать доверенности должностным лицам (например, заместителю генерального директора, руководителю кадрового подразделения) на право представления интересов компании в трудовых отношениях с работниками. О нюансах, связанных с оформлением доверенностей от имени работников в целях получения заработной платы и иных связанных с трудовыми отношениями платежей их доверенными лицами, о практических аспектах выдачи организациями доверенностей для представления интересов работодателя в трудовой инспекции и в судебных органах при рассмотрении трудовых споров вы сможете узнать из продолжения статьи в следующих номерах.

Понятие и сфера применения доверенности

Чтобы разобраться, в каких случаях выдаются и как правильно оформляются доверенности от имени организаций, для начала определим понятие доверенности.

Доверенность – это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Такое определение понятия «доверенность» содержится в п. 1 ст. 185 ГК РФ. На основе анализа приведенного определения понятия, а также изучения ряда других требований, содержащихся в ГК РФ, можно выделить следующие особенности доверенности:

  • во-первых, доверенность – это документ, составляемый в письменной форме, которая может быть простой, нотариально удостоверенной (а также приравненной к нотариально удостоверенной). При этом, как правило, закон предъявляет требования лишь к содержанию доверенности, а унифицированная форма документа отсутствует;
  • во-вторых, в доверенности фиксируют полномочия представителя организации на совершение юридически значимых действий от имени самой организации, а не того руководителя, который ее подписал;
  • в-третьих, доверенность служит исключительно для удостоверения полномочий такого представителя перед третьими лицами и адресуется именно им;
  • в-четвертых, как правило, срок действия доверенности ограничен.

Односторонней сделкой, порождающей полномочия представителя, является не сам факт составления, а, собственно, выдача ему представляемым доверенности. Поэтому при предоставлении полномочий, с одной стороны, важно определить, можно ли то или иное полномочие предоставить по доверенности, как грамотно составить такую доверенность, а с другой – выдать ее надлежащему доверенному лицу в установленном в организации порядке. При этом, поскольку выдача доверенности – сделка односторонняя, ее совершение не требует согласия представителя. Одновременно принять эту доверенность или отказаться от нее – это право, а не обязанность представителя.

Итак, мы установили, что определение понятия «доверенность» содержится в гражданском законодательстве. Это значит, что по общему правилу доверенностью организация предоставляет права на совершение юридически значимых действий, регулируемых гражданским законодательством.

Подлежит ли выдаче доверенность для представительства интересов участников отношений, урегулированных трудовым законодательством? Для ответа на этот вопрос проанализируем трудовое законодательство и судебно-арбитражную практику его применения, а также рассмотрим конкретные примеры оформления документов.

Доверенности в трудовых отношениях

Изучение вопроса о случаях и порядке применения доверенностей для представительства в отношениях, урегулированных трудовым законодательством, мы начнем с рассмотрения применения доверенностей в трудовых отношениях. Для того чтобы определить, возможно ли представительство на основании доверенности в таких отношениях, обратимся к легальному (то есть закрепленному в законе) определению понятия «трудовые отношения».

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации.

Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Итак, анализ ст. 15 ТК РФ показывает, что в трудовых отношениях участвуют две стороны – работодатель и работник. Соответственно, наша задача состоит в том, чтобы определить, позволяет ли закон каждой из обозначенных сторон выдавать доверенности на представление интересов в трудовых отношениях, а при наличии такой возможности – установить содержание этих документов и порядок их выдачи.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.