Top.Mail.Ru

Применение и разработка должностной инструкции

В настоящее время должностная инструкция имеет статус необязательного документа. Однако, по мнению Роструда, этот документ все еще является важным. В статье мы рассмотрим виды современных должностных инструкций, области их повседневного применения и остановимся на разработке данного документа.

Должностная инструкция является локальным нормативным актом организации. Она может быть самостоятельным документом либо входить в состав другого, например, в состав трудового договора. Согласно письму Роструда от 30.11.2009 г. № 3520-6-1 «должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также его прав и ответственности». В ее содержании отражаются не только трудовая функция работника, круг его должностных обязанностей, пределы ответственности, квалификационные требования, но и взаимодействие данной должности с другими должностями и подразделениями, уровни полномочий и порядок замещения отсутствующего сотрудника, предъявляемые к занимаемой должности.

Виды оформления должностных инструкций

Существует множество подходов к оформлению должностной инструкции. Остановлюсь на двух наиболее популярных.

Первый подход – классический. При оформлении классической должностной инструкции и внесении в нее изменений руководствуются Государственным стандартом ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации» от 31.10.2007 г. № 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников: Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», введенным в действие постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 г. № 65-ст. Стандарт устанавливает состав реквизитов документов; требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам документов. Распространяется он на документы предприятия, которые относятся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации и включены в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации» (ОКУД) (класс 0200000). Должностная инструкция входит в перечень документов, указанных в общероссийском классификаторе, поэтому положения стандарта распространяются и на этот документ.

Второй подход – процессный. В основу данных инструкций кладется описание бизнес-процессов, существующих в организации. Как правило, такой документ является квинтэссенцией всех упоминаний должности в описании разнообразных процессов компании. В этом документе прописываются действия и операции, выполняемые в рамках бизнес-процессов той или иной должностью, определяются уровни и зоны личной ответственности сотрудника за результат или весь процесс. На основе такой инструкции можно ответить на вопросы о том, как сотрудник выполняет свои функции, какими средствами и какую ответственность он за это несет. Характерной особенностью оформления такой должностной инструкции являются таблицы, в виде которых оформлен почти каждый абзац и смысловой фрагмент.

Как правило, в должностной инструкции есть обязательные разделы, разработанные на основе квалификационных характеристик, содержащихся в квалификационных справочниках. При этом весь документ определяет то, что делает, что должен знать, чтобы суметь это сделать, и какое наказание понесет работник за излишнее действие или бездействие.

Процессный подход представляет собой более детальную проработку документа в разделе «Должностные обязанности», где подробно освещаются операции, выполняемые сотрудником, а также прописываются показатели эффективной работы при их выполнении. У руководящей должности приводятся список бизнес-процессов, за управление и получение результатов которых отвечает сотрудник. Во всех остальных разделах данные документы идентичны. Эти два подхода абсолютно функциональны и жизнеспособны. Выбор подхода к составлению должностной инструкции зависит от корпоративной культуры компании, от целей и задач, стоящих перед организацией.

Разработка должностной инструкции

Рассмотрим пример разработки классической должностной инструкции. Должностные инструкции в процессном подходе, как говорилось выше, отличаются только одним разделом. Создается такой раздел на основе прописанных и...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Порядок ознакомления с приказами

Когда и кого из работников надо знакомить с приказами по основной деятельности? Можно ли вместо проставления подписи разослать копию приказа? Будет ли этого достаточно, чтобы доказать, что сотрудник в курсе порученного? Зачем устанавливать срок ознакомления с приказами? Нужно ли прописывать в ЛНА обязанность работника знакомиться с приказами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Проблемная трудовая книжка при трудоустройстве

Рассматриваем проблемные вопросы, связанные с трудовыми книжками при приеме на работу. Например, когда у кандидата оказываются на руках две и более трудовые книжки или совсем нет книжки, хотя она должна у него быть; если при приеме на работу сотруднику завели новую трудовую книжку в связи с утерей старой, а спустя месяц он нашел прежнюю. Даем образцы документов, которые понадобятся, чтобы выправить ситуацию: заявлений от работника с информацией, какую из своих нескольких трудовых книжек он просит работодателя вести, какой страховой стаж учитывать и где будет храниться другая трудовая книжка, об оформлении новой трудовой книжки взамен утерянной, о нахождении им трудовой книжки с просьбой принять ее к ведению и хранению, а также приказа о приеме работодателем найденной работником трудовой книжки, фрагмента книги (журнала) по учету движения трудовых книжек с записью о замене сведений о трудовой книжке, уничтожении ранее оформленной новой трудовой книжки.

Оформляем копии и выписки из документов

Рассказываем, в чем разница между подлинником документа, его дубликатом, копией (бумажной, электронной, заверенной), выпиской. Показываем на примерах разницу в оформлении и юридической силе перечисленных вариантов.

Как составить справку для работника

Рассказываем о справках, которые могут составляться в организации (как внутренние, так и внешние). Разбираем порядок оформления информационных справок и справок по личному составу. Показываем обязательные и факультативные реквизиты. Приводим образцы справок, в том числе о факте работы, среднем ежемесячном доходе работника, факте предоставления отпуска.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Особенности работы лиц, имеющих детей до трех лет

Одно из направлений социальной политики нашего государства – разработка мер не только по повышению рождаемости, но и по увеличению занятости лиц, осуществляющих уход за детьми. Приветствуя инициативы предприятий по улучшению условий труда работающих мам, законодатель, не рассчитывая на всеобщую сознательность, устанавливает обязательный для всех работодателей минимум льгот и гарантий, предоставляемых данной категории работников. Из нашей статьи вы узнаете об особенностях режима работы и времени отдыха сотрудниц, имеющих детей до трех лет, о том, к каким работам они не могут привлекаться и как должны быть организованы и оплачены перерывы для кормления ребенка, о том, какие документы следует оформлять в этих и других ситуациях.