Даже в эпоху капитализма практически в каждом трудовом коллективе встречаются альтруисты – сотрудники, готовые в любое время дня и ночи выполнять задания руководителя, болеть за общее дело. Что же двигает такими работниками? Насколько оправдано их поведение? Не таит ли оно опасности для коллектива? А если это позитивное явление, то как и других сотрудников сделать альтруистами, особенно в пору летних отпусков, когда в офисе народу мало, а объем работы не уменьшился? Ответы на эти вопросы – в статье.
Нас удивляют люди, которые работают самоотверженно, порой в ущерб личным интересам, которые решительно берутся за сложные задания, помогая не справившемуся с ними коллеге. Часто мы не понимаем таких людей. Для чего подобные жертвы, если не будет дополнительной оплаты? В чем секрет самомотивации альтруистов? Можно ли его постигнуть? Давайте разбираться.
А есть ли проблема?
Действительно, может, и не стоит обращать внимания на тот факт, что в коллективе есть альтруист, желающий облагодетельствовать всех и вся? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит разобрать все плюсы и минусы нахождения в офисе подобного персонажа.
Альтруизм – бескорыстное поведение человека, направленное на удовлетворение интересов другого человека (людей). Понятие ввел французский философ и основатель социологии Огюст Конт. Принцип альтруизма заключается в следующей фразе: «Живи для других».
Чем полезен альтруист для работодателя?
Во-первых, альтруист всегда готов работать много и даже без дополнительной оплаты своего труда, если того требует ситуация. Для компании такой человек просто подарок. Является ли в этом случае альтруист трудоголиком? В какой-то степени да. Ведь альтруист тоже готов пожертвовать личным временем ради решения рабочих вопросов. Отличие лишь в том, что трудоголиком нередко становится человек, который не умеет правильно управлять своим временем, не умеет расставлять приоритеты. Альтруист же, наоборот, прекрасно умеет это делать, поскольку ему надо везде и всем успеть помочь.
Мнение эксперта
Галина Афанасьева, менеджер по персоналу:
«А мне нравится помогать людям. Я испытываю позитивные эмоции, когда кому-то оказалась полезной. Люди по своей природе открыты и благодарны, когда им приходят на помощь. И если есть такая возможность, я всегда ее использую. В ответ я получаю улыбку и благодарности людей. Это очень воодушевляет и приободряет. Конечно, порой приходится задерживаться на работе, не ходить на обед, но ведь слова благодарности стоят того!»
Во-вторых, альтруист, как правило, оптимист и энтузиаст своего дела, а потому способен «зажечь», вдохновить окружающих на социальные подвиги. Он может быть хорошим организатором и специалистом. Эти качества делают альтруиста незаменимым помощником, особенно в части проведения социальных акций.
Чем альтруист может быть опасен для работодателя?
Во-первых, его «опасность» кроется в глубинных причинах, толкающих человека на альтруистическое поведение. Возможно, что альтруист несчастлив, не испытывает удовольствия от жизни и компенсирует это за счет других источников. Просто помогает другим, получает за это похвалу (или даже не получает ее), испытывает самоудовлетворение и другие позитивные эмоции. Это один из механизмов компенсации. Но может произойти так, что в один момент человек столкнется с нерешаемой проблемой, не получит той компенсации, на которую он рассчитывает, и потеряет смысл жизни. Это чревато нервными срывами, злоупотреблениями алкоголем, уходом с работы и другими последствиями.
Мнение эксперта
Анна Василькова, руководитель отдела маркетинга:
«В нашем отделе есть сотрудник, который засиживается допоздна. Всегда берется за любые задания и с жаром их выполняет, всем помогает. Сотрудник очень общительный, дружелюбный, над новичками в отделе сам берет шефство и вводит в курс дела. В общем, я довольна его работой. Единственное, что меня огорчает в нем, так это его ранимость. Работник крайне болезненно переносит критику. Поэтому перед разговором приходится готовиться так преподнести ему критическую информацию, чтобы, по крайней мере, он не сильно расстроился».