Использование подарочных карт в компаниях становится все более распространенным явлением. Основными целями внедрения их в компании были увеличение выручки, лояльности постоянных гостей и привлечение новых. К тому же это позволяет получить дополнительные оборотные средства, когда карта уже продана, но еще не предъявлена в оплату. Может также возникнуть дополнительный доход: если денежные средства на карте не использованы полностью, а срок ее действия закончился. После окончания срока действия подарочной карты денежные средства не возвращаются, а карта не обменивается на денежный эквивалент. Порядок учета для компаний, использующих в обычной деятельности данный бонус, имеет свои сложности. О том, как их разрешить, вы узнаете из статьи.
Порядок учета для компаний, использующих в обычной деятельности подарочные карты, имеет свои сложности. При реализации подарочной карты эмитент оформляет счет-фактуру в единственном экземпляре на аванс, полученный от покупателя. Моментом признания выручки является не реализация подарочной карты, а оказание услуг по ней. К тому же, такими картами можно оплачивать услуги, которые оказывает не их эмитент. Поэтому может возникнуть встречная задолженность за реализацию продукции, в оплату которой принята подарочная карта, и вознаграждение по привлечению клиентов.
Подарочная карта – это пластиковая карта, на счете которой есть определенная сумма денежных средств. Карты могут быть разного достоинства. Они, как правило, приобретаются людьми, у которых есть сложности с выбором подарка.
«АРПИКОМ», входящий в Группу Компаний «Food Service Capital», управляет ресторанами нескольких концепций, при этом каждая бизнес-единица — отдельное юридическое лицо. Рестораны реализуют своим гостям подарочные карты, которые могут быть использованы многократно, пока на них есть деньги, а срок действия не закончен.
Компания «АРПИКОМ» была создана в 2003 г. в качестве управляющей компании холдинга «Ресторанная Профессиональная Компания» (Restaurant Professional Company).
В настоящее время компании «АРПИКОМ» принадлежат рестораны в Москве: десять стейк-хаусов GOODMAN, четыре фиш-хауса «Филимонова и Янкель», восемь пивных ресторанов «Колбасофф», два итальянских ресторана и кулинария домашней кухни «МАМИНА ПАСТА».
Система учета операций с подарочными картами имеет свои особенности. Во-первых, необходимо определить, к какому виду относятся операции с подарочными картами с юридической точки зрения, то есть какими договорами и первичными документами они должны оформляться. Во-вторых, каким образом следует отражать их в учете. Учет в компании «АРПИКОМ» усложняется тем, что карты могут обращаться в нескольких юридических лицах (ресторанах), то есть карта может быть куплена в одном ресторане, а предъявлена в другом.
Юридическая сторона вопроса
Сначала был подписан основной договор – маркетинговое соглашение – между юридическими лицами (ресторанами), находящимися в управлении «АРПИКОМ». Согласно этому документу каждый участник, подписавший соглашение, является эмитентом определенного количества подарочных карт. Принадлежность карты конкретному юридическому лицу определяется по ее номеру и указывается в приложении к маркетинговому соглашению. При каждом выпуске новой партии карт оформляется дополнительное приложение, определяющее принадлежность карты организации.
В «АРПИКОМе» продажа карт может осуществляться только в ресторанах эмитента, а предъявляться к оплате – в любых ресторанах-участниках маркетингового соглашения. Руководством рассматривался и другой вариант, когда в ресторане продаются не только «собственные», но и «чужие» карты. При этом учет карт значительно усложнился бы. Основные опасения вызывал тот факт, что в маркетинговом соглашении предусмотрено вознаграждение за реализацию карт, выпущенных другими ресторанами группы, и налоговые службы могли предъявить претензии по поводу безвозмездно оказанной услуги по привлечению клиентов в рестораны, принадлежащие другим юридическим лицам. Поэтому было принято решение от этого варианта пока отказаться.
Конечным потребителем услуг по подарочной карте всегда является физическое лицо. Условия продажи карт и их обслуживания одинаковы для всех. Они написаны на самих картах и на рекламных стойках размещения образцов. Это публичная оферта или один из вариантов договора розничной...