• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» август 2011
  • Рубрика Бухгалтерский учет

Налоговики не приняли расходы. отражаем результат проверки в учете

  • 0 комментариев
  • 6 просмотров
Фактически понесенные организацией затраты не всегда признаются налоговиками расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль. Соглашаться с доводами чиновников либо нет — решать руководству.


При проведении выездной проверки сотрудники налоговой инспекции не признали расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль, ряд понесенных организацией затрат. Как отразить результаты проверки в учете, читайте в статье.

Не секрет, что основной задачей налоговой инспекции при проведении как камеральных, так и выездных проверок является максимальное доначисление налогов (или в пределах той суммы, которая доводится комиссии перед началом проверки).

Любые погрешности в оформлении первичных документов, малейшие сомнения в квалификации затрат – все это, по мнению инспекторов, является веским основанием для того, чтобы убрать их (эти затраты) из расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, либо не принять к вычету НДС.

Организация сама должна принять решение: то ли, «аки лев рыкающий», бороться с налоговиками даже за копеечные суммы вплоть до суда, то ли обойтись малой кровью, отдав им какие-нибудь незначительные, по меркам организации, затраты, но сэкономив при этом свои время и нервы.

По ряду затрат действительно нельзя дать однозначного ответа на вопрос, уменьшают ли они налогооблагаемую прибыль либо не относятся к таковым.

Вам чай, кофе или сок?

Например, организация предлагает своим клиентам чай, кофе, или, может быть, и что покрепче.

По большому счету сотрудник организации и клиент проводят переговоры: о покупке товара, получении услуги, оформлению кредита и т.д. Будут они успешными или нет – другой вопрос.

Затраты на проведение переговоров можно признать представительскими расходами согласно п. 2 ст. 264 НК РФ. Следовательно, если внутренним документом организации установить перечень сотрудников, имеющих право угощать водичкой или чаем с плюшками клиентов, то затраты на приобретение угощения можно будет относить на уменьшение налогооблагаемой прибыли. Минфин России вначале отказывался признавать подобные затраты представительскими1, мотивируя это тем, что в п. 2 ст. 264 НК РФ говорится о переговорах с представителями других организаций, а не с физлицами. Но позднее чиновники изменили свое мнение на противоположное и стали полагать, что затраты на проведение переговоров с клиентами-физлицами также можно признать представительскими расходами2. Судебной практики по данному вопросу автору найти не удалось.

Мнение
СвернутьПоказать
Ирина Штукмастер, старший юрист компании «Пепеляев Групп»:

«На наш взгляд, в случае возникновения спора с налоговым органом налогоплательщик сможет с большой долей вероятности отстоять свою позицию в суде, если докажет, что затраты на официальный прием, в том числе физических лиц, направлены на получение доходов и документально подтверждены. Дополнительным аргументом в споре может быть ссылка на определение КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П, в котором суд запретил налоговому органу вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определять целесообразность его расходов».

К тому же, следует принять во внимание, что все вышеуказанные письма не являются нормативно-правовыми актами, а носят характер ответов чиновников на частные запросы налогоплательщиков.

Таким образом, вероятность того, что при проведении проверки проводящий ее сотрудник налогового ведомства примет эти расходы, составляет ровно 50%. Все будет зависеть от того, набрал ли он достаточную (плановую) сумму для доначисления или еще нет.

Пить воду из-под крана вредно для здоровья

Аналогичная проблема возникнет и при других спорных вопросах. Например, при приобретении питьевой воды в офис.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.