Top.Mail.Ru
Каковы особенности оформления, регистрации и учета доверенностей на получение, выдачу товарно-материальных ценностей (ТМЦ)? В каких случаях они составляются? Кому могут быть выданы такие доверенности? Обязательно ли применять унифицированные формы доверенностей № М-2 и М-2а? Чем отличается оформление доверенностей на получение и на выдачу ТМЦ? Об этом и не только вы узнаете из статьи.

Вопрос об использовании доверенностей на получение или выдачу ТМЦ заслуживает серьезного внимания. Если ТМЦ будут переданы ненадлежащему лицу, то факт получения товара, возможно, придется устанавливать в судебном порядке. Кроме того, у продавца есть большие риски не получить деньги, причитающиеся за товар. То же самое касается передачи товара покупателю ненадлежащим лицом со стороны продавца. В статье рассмотрим правила оформления доверенностей на выдачу и получение ТМЦ, приведем примеры оформления документов, используемых на практике.

Немного о доверенностях

В практической деятельности, в том числе связанной с куплей-продажей, поставкой товаров, часто приходится сталкиваться с необходимостью удостоверения полномочий лиц, непосредственно передающих и принимающих товары, – представителей продавца (или поставщика) и покупателя.

Товар считают переданным в момент (п. 1 ст. 458 ГК РФ):

  • его вручения покупателю или указанному им лицу (если договором предусмотрена обязанность по доставке товара);
  • предоставления товара в распоряжение покупателя или указанного им лица (если товар должен быть передан в месте нахождения товара).

Если из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке или передаче товара в месте его нахождения покупателю, то товар считается переданным в момент его сдачи перевозчику или организации связи для доставки покупателю (п. 2 ст. 458 ГК РФ). Соглашением сторон могут быть установлены иные правила.

В любом случае продавцу важно убедиться в том, что со стороны покупателя товар получает уполномоченное лицо. Для этого он, как правило, требует, чтобы представитель предъявил подтверждающие документы.

То же самое касается и покупателя. Ему было бы нелишним убедиться, оформлены ли полномочия представителя продавца (или поставщика) по передаче товара по договору, а также иные полномочия, необходимые в отдельных ситуациях, о которых будет сказано ниже.

И в том и другом случаях документом, подтверждающим полномочия представителей покупателя и продавца (или поставщика), является надлежащим образом оформленная доверенность.

Фрагмент документа

П. 1 ст. 185 ГК РФ

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Рассмотрим следующие виды доверенностей, обычно применяемые при передаче (получении) товара:

  • доверенность на получение ТМЦ представителем покупателя;
  • доверенность на выдачу ТМЦ и подписание необходимых документов представителем продавца (или поставщика).

Доверенность на получение ТМЦ

Когда нужны доверенности

Как правило, доверенность на получение ТМЦ является документом, подтверждающим полномочия покупателя получить товар от продавца по договору купли-продажи или поставки товара.

К сведению

Договор поставки товара является разновидностью договора купли-продажи в соответствии с п. 5 ст. 454 ГК РФ. Поэтому в контексте данной статьи наименования сторон договора «поставщик» и «продавец» будут иметь равное значение.

В договоре стороны могут предусматривать иные условия, нежели те, которые указаны в ст. 458 ГК РФ, и по своему усмотрению прописать момент исполнения обязательства по передаче товара покупателю. Таким моментом может быть:

  • передача товара на складе продавца;
  • передача товара на складе покупателя;
  • передача товара в ином месте доставки, согласованном сторонами. Все возможные места доставки при этом должны быть перечислены в договоре.

При получении представителем покупателя товара продавец вправе проверить документы, подтверждающие его полномочия на получение товара. Таким документом на практике является, как правило, доверенность.

К сведению

Исключением является лишь передача товара на складе покупателя. В этой довольно распространенной ситуации подразумевается, что на складе не могут работать чужие люди, и в любом случае они являются работниками покупателя – материально ответственными лицами, действующими в рамках своих трудовых обязанностей.

Таким образом, покупатель как сторона договора действует через своих работников. Ему не требуется дополнительно оформлять на сотрудников доверенности на получение товара. В такой ситуации действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника (ст. 402 ГК РФ).

Пример 1

ООО «Поставщик» заключило договор поставки продовольственных товаров с ООО «Покупатель». В разделе «Условия доставки товаров» было указано: «Поставщик обязуется поставить указанное в заявке Покупателя количество Товаров путем их доставки на склад Покупателя, находящийся по адресу: г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 4, в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения заявки Покупателя».

ООО «Поставщик» своим автотранспортом доставило товар на склад покупателя в установленный срок.

Далее работники ООО «Покупатель» зафиксировали прибытие автотранспорта ООО «Поставщик» и после разгрузки начали приемку товара.

У представителя ООО «Поставщик» не возникло сомнений в том, что товары принимают ответственные работники со стороны ООО «Покупатель», поскольку они продемонстрировали ему памятку приемщика товаров, являющуюся приложением к трудовому договору. В этом случае необходимости представления доверенности для подтверждения полномочий представителя ООО «Покупатель» не требовалось. Эти полномочия были очевидными.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 182 ГК РФ полномочие может также быть очевидным из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.). В данном случае кладовщик, принимающий товар на складе покупателя, явно является его представителем.

Обратите внимание: Инструкция Минфина СССР от 14.01.1967 № 17 утратила силу в связи с изданием приказа Минфина РФ от 17.01.2012 № 5н.

Судебная практика

В постановлении ФАС Центрального округа от 20.07.2010 по делу № А68-12245/09 арбитры пришли к выводу о необоснованности довода ответчика о том, что товар принимали и товарные накладные подписали неуполномоченные лица. Суд указал, что получение товара без доверенности само по себе не означает, что товар не был доставлен покупателю. Представленные истцом товарные накладные суд признал надлежащими доказательствами поставки, т.к. на них была проставлена печать организации и имелась подпись получателя товара. Свое решение арбитры обосновали ссылкой на п. 1 ст. 182 ГК РФ. Кроме того, согласно п. 11 Инструкции Минфина СССР от 14.01.1967 № 17 «О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности» при централизованной доставке отпуск товаров и материалов поставщиками может осуществляться без доверенности. В этих случаях получатель товаров обязан сообщить поставщикам образец печати, которой материально ответственное лицо, получившее завезенный товар, скрепляет на экземпляре сопроводительного документа (накладной, счете и т.п.), остающегося у поставщика, и поставить свою подпись о получении ценностей.

Аналогичный вывод сделан в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 14.03.2011 по делу № А56-12774/2010, ФАС Уральского округа от 14.12.2009 № Ф09-8471/09-СЗ и др.

В следующем примере рассмотрим случай, когда полномочия представителей покупателя явствуют из обстановки, а также покажем, как еще может сообщаться поставщику образец печати организации­ покупателя.

Пример 2

ООО «Поставщик» централизованно поставило товары ООО «Покупатель». Приемка проводилась на складе ООО «Покупатель» работниками покупателя – материально ответственными лицами. Сотрудники, непосредственно принимавшие товары, проставили свои подписи о получении ТМЦ на экземплярах товарных накладных, а также продемонстрировали представителю ООО «Поставщик» печать ООО «Покупатель». Представитель поставщика, учитывая, что печать организации не может находиться у посторонних лиц, не требовал предъявления доверенности на получение ТМЦ. По его мнению, необходимость в этом отсутствовала.

Однако договором была предусмотрена возможность самовывоза товаров со склада поставщика силами и транспортом ООО «Покупатель». В такой ситуации если бы представители покупателя принимали товары на складе ООО «Поставщик», то помимо скрепления товарной накладной печатью ООО «Покупатель» предоставили бы работникам поставщика сопроводительное письмо следующего содержания:

Кому выдать доверенность

Ограничений круга лиц, которым может быть выдана доверенность на получение ТМЦ, законодательство не предусматривает. Доверенность может быть выдана как работнику, так и лицу, не числящемуся в штате организации покупателя.

В таком случае может возникнуть справедливый вопрос: а зачем выдавать доверенность работнику организации? Ведь то, что он работает в организации покупателя и в его...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Реверсивные обязательства

Что такое реверсивные (обратные) обязательства при прекращении гражданско-правового договора, когда они возможны. Какие правила к ним применяются. На что могут рассчитывать стороны в случае банкротства продавца (поставщика) в части обратных обязательств. Почему для реверсивных обязательств важен баланс интересов сторон договора и когда продавец (поставщик) может потребовать от покупателя возмещения стоимости износа имущества за время его использования последним. Даем советы, что включить в договор, чтобы обезопасить свои интересы в случае его расторжения и возникновения реверсивных обязательств.

Как борются с навязыванием потребителям дополнительных услуг

На практике компании сплошь и рядом навязывают потребителям дополнительные платные услуги с целью получения максимальной выручки. Между тем потребитель не должен быть ограничен в выборе заказываемых услуг и всегда вправе отказаться от получения тех платных услуг, которые не представляют для него интереса. Объясняем, как потребителю защищать себя в подобных случаях и какие правовые инструменты для этого можно использовать. В частности, разбираем разные ситуации с навязыванием дополнительных медуслуг (в том числе когда речь идет о платных услугах при обращении за медпомощью в рамках ОМС) и услуг страхования. Статья поможет и компаниям, которые оказывают потребителям услуги, – ​избежать рисков привлечения к ответственности по основаниям, по которым судебной практикой уже давно выработаны свои подходы.

Риски криптовалютных операций

Несмотря на то что вопросы оборота криптовалюты в нашей стране прямо не урегулированы законом, она под запрет не подпадает. Не установлено законодательством и ограничений на владение «криптой». А вот использовать ее как средство платежа в России нельзя. Вместе с тем в судебной практике то и дело встречаются споры, из которых становится ясно, в каких делах информация о криптокошельках важна; почему нельзя взыскать упущенную выгоду и вернуть «входной» НДС, если вы занимаетесь майнингом криптовалюты. Автор анализирует судебную практику, предостерегая от рисков.

Оспаривание встречных требований в делах о банкротстве

От банкротства не защищена ни одна компания. Поэтому так важно еще на стадии заключения хозяйственных договоров просчитывать риски оспаривания сделок в случае несостоятельности. Особое внимание следует уделять встречным требованиям. Разъясняем, в чем отличие зачета от сальдирования, какие доказательства нужно собирать кредиторам и должникам, чтобы в дальнейшем успешно защитить свою позицию в суде. Рассказываем о свежей позиции Верховного Суда РФ, касающейся допустимости проведения зачета после возбуждения дела о банкротстве, и рисках, с этим связанных.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Как изменить договор, если изменились обстоятельства

При заключении договора предвидеть изменение обстоятельств в будущем не всегда возможно: пандемия, санкции, экономический кризис, резкое изменение курса валюты, банкротство контрагента или неисполнение им обязательств по договору может здорово подорвать исполнение договора, обнулить к нему интерес на прежних условиях. В ряде случаев законом предусмотрена возможность изменения или расторжения договора, в т. ч. в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Как это сделать и потребуется ли обращаться в суд – ​читайте в этой статье. Узнаете и о том, в каких случаях о последствиях мер, применяемых властями в связи с распространением коронавирусной инфекции, можно говорить как о форс-мажоре.

Договор взаимного оказания услуг

В данной статье раскрывается понятие договора «взаимного оказания услуг», рассматривается соотношение такого договора с бартерными сделками. Вы узнаете, как правильно оформить договор, какие условия должны в нем содержаться, как происходит отчет о выполнении обязательств по договору. Кроме того, наше издательство с удовольствием представляет образец договора взаимного оказания услуг, который использует в своей деятельности.