Представьте себе ситуацию. Два молодых сотрудника затеяли друг с другом соревнование. Приз – внимание руководителя, а в перспективе – возможность стать заместителем. Ситуация чревата конфликтом, даже открытым противостоянием, при котором нарушится нормальная работа отдела. Задача, стоящая перед руководителем этих горе-соперников, – погасить конфликт и направить энергию работников в нужное русло, создав соответствующую мотивацию у каждого из них. Как это сделать?
Во-первых, стоит поинтересоваться, что движет каждым сотрудником, каковы его настоящие мотивы. Например, один из них действительно чувствует в себе силу, талант и понимает, что при некоторых усилиях он имеет все шансы стать заместителем. Потому стремится к этому, делает все, что нужно. А другой, уяснив для себя истинные мотивы своего коллеги, не желая отставать от него, присмотревшись к себе, решает, что он не хуже, и вступает в борьбу. Такое возможно, если сотрудники разного пола, или одного возраста, или оба хотят сделать карьеру.
Во-вторых, проведите индивидуальную беседу с каждым работником, чтобы найти подтверждение своим догадкам о причинах соперничества между ними. Допустим, для одного это карьерные устремления. Такому работнику объясняем, при каких условиях это возможно, то есть обрисовываем перспективы, условия получения желаемого. Обычно такого разговора достаточно, чтобы сотрудник уяснил, как нужно работать и вести себя с коллегами. У другого работника, который воспринимает своего коллегу как соперника, можно спросить, есть ли между ними конфликты, в чем их причина. Также стоит выяснить, насколько сильны в этом работнике карьерные устремления. А еще необходимо понять, есть ли у него потенциал, то есть не беспочвенны ли его усилия. Такое возможно, если вы однозначно отдаете предпочтение одному из подчиненных как своему потенциальному заму.
В-третьих, в ходе личного разговора нужно обрисовать перспективы для каждого соперника. Во избежание будущих конфликтов сделайте устное внушение, что должность руководителя – это не только новые функции, обязанности, но и умение договариваться с людьми, вести переговоры, управлять скрытыми и явными конфликтами. Если ваши подчиненные действительно нацелены на карьеру, они прислушаются и усмирят свой пыл в стремлении показать себя с наилучшей стороны. А вам это только на руку. Также предложите своим сотрудникам и иные возможности посоревноваться в приемлемой для этого форме. Скажем, поучаствовать в конкурсе «Лучший в профессии» или в соревновании «Лучший отдел». В этих мероприятиях будут учтены и ваши интересы, и интересы молодых карьеристов: придется умерить свои амбиции, договориться о совместной плодотворной работе, чтобы разгорающийся конфликт не испортил репутацию вашему подразделению.