В начале июня 2011 года был официально опубликован Федеральный закон от 07.07.2011 № 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности...». Его можно считать очередным шагом навстречу представителям инновационного сектора экономики. Закон уточняет правила налогообложения, применяемые к организациям, заказывающим научные исследования и опытно-конструкторские работы. В статье расскажем о том, какие льготы предоставлены этим компаниям и как ими можно воспользоваться.
Руководство страны всеми силами старается внушить представителям бизнес-сообщества и инвесторам, что деятельность в сфере инновационных технологий сегодня в почете (хотя бы на примере Сколково). Но компаниям почета мало – им льготы подавай. В первую очередь речь идет, конечно, о послаблении налогового бремени. Так, в начале июня опубликован закон, вносящий соответствующие поправки в НК РФ. В скором времени он вступит в силу. Каких же льгот ждать от государства предприятиям, занимающимся инновационной деятельностью? Об этом читайте в статье.
В Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» закреплено, что научно-техническая политика государства основана, в том числе, на принципе стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот.
Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций (и модернизации в целом) будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе. Так заявлено в Основных направлениях налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (одобрены Правительством РФ 20.05.2010). Посмотрим, как это реализовано в действительности.
Инновации есть – закона нет
Несмотря на все политические и правовые подвижки, в России, к сожалению, до сих пор так и не принят рамочный закон об инновационной деятельности федерального уровня. Похоже, он безнадежно увяз в кулуарных недрах Государственной Думы. В связи с этим подчас и опытные юристы не всегда могут растолковать, что понимается под терминами «инновация», «инновационная деятельность».
Даже в основных направлениях налоговой политики сказано, что для эффективной поддержки инновационного сектора необходима развитая система идентификации налогоплательщиков с точки зрения осуществляемой ими деятельности. Иначе возможны как дискредитация самой идеи налоговой поддержки, так и злоупотребления, связанные с применением льгот и преференций.
Тем временем на практике возникает множество споров о том, какие производства и продукцию относить к инновационным. Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 27.10.2010 по делу № А55-518/2010 арбитры признали компанию инновационным предприятием, потому что она оказывает населению «современную медицинскую услугу» – дистанционную диагностику состояния сердечнососудистой системы человека по телефону при помощи компьютерной техники и специализированного программного обеспечения.
Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.08.2008 № 8499/08 инновационной признана деятельность по внедрению новых сортов и гибридов семян.
Также не совсем ясно, как соотносятся инновационная и внедренческая деятельность: нормативные документы последних лет разделяют эти понятия, а принятые ранее практически отождествляют. Поэтому сначала расставим все точки над «i» с понятиями.
В советские времена разъяснения по отнесению конкретных видов деятельности к инновационным при необходимости давал инновационный совет при председателе Совета Министров РСФСР по согласованию с Минфином. Его разъяснения служили ключом к решению вопроса о предоставлении различных льгот.
Обратимся к Основным направлениям политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 05.08.2005 № 2473пП7). В соответствии с этим документом инновационная деятельность – это выполнение работ и/или оказание услуг, которые направлены на:
- создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
- создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) производства, распространения и использования;
- применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных нововведений при выпуске и сбыте, которые обеспечивают экономию затрат или создают условия для такой экономии.
Из приведенных положений видно, что инновационным продуктом может быть признан не только товар, но и работа либо услуга, предназначенные для реализации.
Пожалуй, самое передовое определение инновационной продукции содержит Технический регламент о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта. Он утвержден постановлением Правительства России от 15.07.2010 № 525 и вступит в силу лишь с середины 2013 года. Согласно ему инновационная продукция такова, что ее технологические характеристики (функции, конструктивное выполнение, дополнительные операции, состав материалов и компонентов) либо предполагаемое использование являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции.
Примечательно, что даже в Федеральном законе от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» понятия «инновации» и «инновационная...