Еще в 2009 году в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» были внесены изменения, позволяющие привлекать директора организации-банкрота к субсидиарной ответственности по долгам компании в случае утраты документов. Недавно появилась первая арбитражная практика по этому вопросу. Выясним, в каких случаях руководителю придется оплатить долги предприятия за счет собственных средств.
В делах о банкротствах конкурсные управляющие все чаще пытаются возместить финансовые потери кредиторов за счет руководителя организации. Это стало возможным после внесения в 2009 году изменений в законодательство о банкротстве. Как правило, поводом для таких действий со стороны конкурсных управляющих является непередача им руководителями организаций бухгалтерских и других документов. После внесения изменений прошло достаточно времени, и суды успели рассмотреть несколько дел о привлечении директоров к ответственности в случае отсутствия или утраты документов компании. Разберемся, что нужно знать руководителю, чтобы не пришлось платить по долгам компании из собственного кармана.
Кто за что в ответе
Обязанность руководителя передать документы закреплена Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). Этим же документом с апреля 2009 года была установлена и субсидиарная ответственность руководителя по долгам организации в случае отсутствия бухгалтерских и других документов.
В соответствии с п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве руководитель разорившейся организации в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему. В случае уклонения от этой обязанности «руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена...