• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» октябрь 2011
  • Рубрика Правовое обеспечение деятельности

Трудовой коллектив гипер- и супермаркета: особенности труда и текущие проблемы

  • 0 комментариев
  • 28 просмотров
Гипермаркет и супермаркет – это не только большие магазины и огромный поток товара, но и многочисленный трудовой коллектив, имеющий свои проблемы и нюансы. Зачастую работодатель такого коллектива сталкивается с необходимостью решения определенных вопросов, часть из которых мы и рассмотрим в предлагаемой статье.


Стремительное развитие сетевого ритейла повлекло бум строительства и открытия сетей супер­ и гипермаркетов. Огромные масштабы торговли как-то затмевают «тихие» внутренние проблемы данных гигантов. «Предлагаем интересную работу в передовой компании, официальное трудоустройство, стабильную заработную плату, удобный график работы, возможности карьерного роста и социальную защищенность…». Именно такими лозунгами привлекает суперработодатель новых сотрудников. Однако… подобное объявление практически неизменно, что может означать либо большую текучку, либо то, что трудовой коллектив безразмерен. Поговорим об особенностях трудовых отношений в коллективах гипермаркетов и супермаркетов, а также о проблемах в данной сфере.

Для начала определим, что подразумевают «гиганты» сетевого ритейла. Слово «супермаркет» произошло от английского supermarket – большой рынок и означает крупный магазин, в котором представлено множество разнообразных потребительских товаров, в том числе продовольственных и промышленных1.

Гипермаркетом же принято называть магазин с площадью свыше 20 тысяч кв. м, с высокой степенью механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, предназначенный для продажи сравнительно больших партий товаров в контейнерных упаковках производителя2.

В целом гипермаркет больше супермаркета и по размеру площадей, и по количеству и ассортименту товара (в супермаркете доля непродовольственных товаров составляет, как правило, не более 10% от общего количества товаров), уровню и разнообразию сервиса (для гипермаркета характерно наличие большой площадки парковочных мест и даже специального транспортного маршрута к гипермаркету, наличие большого количества тележек для покупателей, службы доставки и пр.), среднему количеству покупателей (у супермаркета среднее количество покупателей составляет 3500 человек в день; гипермаркет же в выходные дни посещает до 75 тысяч человек3). Различия имеются также в количестве и составе работников этих двух типов супермагазинов.

В свете обозначенной темы принципиальной разницы между особенностями труда работников гипермаркета и супермаркета не имеется. В связи с тем что гипермаркет в части количества и состава персонала «поглощает» те же показатели супермаркета, мы будем рассматривать особенности труда в расширенном составе – на примере гипермаркета.

На примере конкретных гипермаркетов4 весь персонал магазина можно разделить на три большие группы:

  • начальный (кассир, продавец, оператор торгового зала, грузчик, промоутер, консультант);
  • производственный (технолог кондитерского или салатного производств, пекарь, повар);
  • средний (менеджер отдела, руководитель отдела, менеджер по персоналу, маркетингу, эксплуатации, логистике и управлению товарными запасами, сотрудники службы безопасности);
  • топ-менеджмент (директор).

Особенности труда работников гипермаркета и связанные с ними проблемы

Особенность 1.

Низкий уровень образования работников и/или небольшой опыт

Проблемы экономического характера:

  1. затраты на обучение сотрудников,
  2. затраты на оплату учебных отпусков и стоимости проезда к месту учебы и обратно.

Проблемы правового характера:

  1. необходимость предоставления льгот в соответствии с главой 26 ТК РФ молодым сотрудникам, совмещающим работу с обучением. К таким «льготам», как известно, относятся предоставление учебного отпуска (который может составлять и четыре месяца, он предоставляется студентам заочной и очно-заочной форм обучения для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов в вузе), во время которого за работником сохраняется средний заработок; а также учебных отпусков без сохранения заработной платы (например, для студентов очной формы обучения) и т.д.;
  2. невозможность установления испытательного срока молодому специалисту, принятому впервые по специальности (ограничение ст. 70 ТК РФ). Так, применительно к должностям работников гипермаркетов испытание при приеме на работу не устанавливается для:
    • беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;
    • лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;
    • лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения;
    • лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
    • лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев.

Особенность 2.

Возраст основной массы сотрудников – от 17 до 35 лет

Проблемы экономического характера:

  1. оплата за счет работодателя медицинских осмотров работников в возрасте до 18 лет (ст. 266 ТК РФ);
  2. бремя невосполнимого ущерба в случае его нанесения работником, не достигшим 18 лет.

Проблемы правового характера:

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.