Top.Mail.Ru
Несмотря на то что дисквалификация известна российскому административному праву сравнительно давно, она не являлась популярным видом наказания. Однако в последнее время тенденция изменилась – и суды все чаще применяют ее. Сама по себе дисквалификация – достаточно прозрачная процедура, и ее применение осуществляется в рамках давно отработанных процессов, но для кадрового сотрудника после вступления судебного акта в силу работа только начинается. Чтобы к самой организации не применили административный штраф, кадровик должен надлежащим образом и в кратчайшие сроки осуществить все мероприятия по прекращению трудового договора. Проблеме прекращения трудового договора с дисквалифицированным сотрудником и посвящена настоящая статья.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает не только наказания для юридических лиц, которые по своей экономической сути являются ответственностью собственников бизнеса, снижая прибыль компании, ее капитализацию и т.п. Он также предусматривает наказания для физических лиц, действия которых и составили объективную сторону 1 нарушения. Причем наиболее серьезным из видов ответственности, предусмотренных для должностных лиц, является дисквалификация. Действительно, если, заплатив штраф, можно еще и заработать, тем более что в большинстве случаев наказанный продолжает работать в прежней должности, то дисквалификация влечет необходимость изменения всего сложившегося уклада жизни. В настоящей статье мы рассмотрим дисквалификацию применительно к мерам, которые может принять работник кадровой службы хозяйственного общества. Составим алгоритм действий и определим основной перечень документов, оформление которых потребуется.

Кого?

В соответствии с действующим законодательством дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В качестве наказания она предусмотрена для нескольких категорий лиц. Прежде всего – для муниципальных и государственных служащих. Кроме них, дисквалифицированы могут быть индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, например, арбитражные управляющие. Однако в контексте настоящей статьи нас интересуют другие субъекты. В соответствии с ч. 2 ст. 3.11 Кодекса об административных правонарушениях дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица. К ним прежде всего относятся лица, замещающие должность единоличного исполнительного органа или входящие в состав коллегиального исполнительного органа. В отношении же остальных при применении данного вида наказания возникает множество вопросов. Фактически статья слишком размыта, и суду на практике бывает сложно определить, может ли быть дисквалифицировано конкретное лицо.

Фрагмент документа

В абзацах 2-3 пункта 3 постановления от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» Пленум Верховного Суда РФ предложил нижестоящим судам следующие ориентиры.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений… а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Наиболее часто дисквалификация применяется к лицам, занимающим «первую» должность (генеральные директора, директора, президенты и т.п., замещающие должность единоличного исполнительного органа, руководители филиалов), и главным бухгалтерам. В отношении других должностных лиц применение дисквалификации требует дополнительно доказать наличие у данного лица полномочий и возможностей для совершения административного проступка. Например, директор по персоналу может рассматриваться как субъект ответственности, только если на него приказом возложены соответствующие полномочия и ему переданы соответствующие права по управлению коллективом.

Мнение эксперта

Необходимо обратить внимание на то, что термин «дисквалификация», употребляемый в ст. 83 ТК РФ, отличается по смыслу от понятия дисквалификации как основания для прекращения трудового договора со спортсменом (ст. 348.11 ТК РФ). Формулировка п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ дает четкое понимание, что под дисквалификацией в рамках этой статьи подразумевается вид административного наказания. Ст. 348.11 говорит о спортивной дисквалификации, что представляет собой отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, осуществляемое за нарушение правил вида спорта, положений спортивных соревнований, антидопинговых правил (ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»). Поэтому увольнение спортсмена, дисквалифицированного за нарушение принятых в спорте правил, по п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ невозможно.

За что и как применяется?

В КоАП РФ содержится достаточно большое количество составов правонарушений, в числе санкций которых указана дисквалификация. Большая их часть носит специальный характер и затрагивает узкий круг организаций, занимающихся опасным производством или энергетикой, и применяется достаточно редко. Однако, как показывает практика, более половины случаев дисквалификации происходят согласно ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и законодательства об охране труда, совершенное лицом, ранее уже наказанным за аналогичное правонарушение. В последнее время увеличивается и число дисквалификаций за нарушение правил ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ), применяемых к руководителям организаций, занимающихся розничной продажей.

Административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено только судьей. Срок наказания может варьироваться от шести месяцев до трех лет в зависимости от того, за что оно применяется. В рамках ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ наиболее часто встречается дисквалификация на один год (минимальное наказание).

Как исполнять?

В отношении порядка исполнения такого решения суда не всегда все оказывается гладко. В соответствии с действующим законодательством (ст. 32.11 КоАП РФ) постановление о дисквалификации должно быть исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, немедленно после вступления постановления в законную силу. При этом исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора с дисквалифицированным лицом. Если вчитаться в формулировки закона, то нельзя не озадачиться. Дисквалифицированное лицо должно само исполнить судебный акт, да еще и путем прекращения договора. Но договор – это соглашение более чем одного лица, и порядок его расторжения регулируется либо трудовым правом для...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Порядок ознакомления с приказами

Когда и кого из работников надо знакомить с приказами по основной деятельности? Можно ли вместо проставления подписи разослать копию приказа? Будет ли этого достаточно, чтобы доказать, что сотрудник в курсе порученного? Зачем устанавливать срок ознакомления с приказами? Нужно ли прописывать в ЛНА обязанность работника знакомиться с приказами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Проблемная трудовая книжка при трудоустройстве

Рассматриваем проблемные вопросы, связанные с трудовыми книжками при приеме на работу. Например, когда у кандидата оказываются на руках две и более трудовые книжки или совсем нет книжки, хотя она должна у него быть; если при приеме на работу сотруднику завели новую трудовую книжку в связи с утерей старой, а спустя месяц он нашел прежнюю. Даем образцы документов, которые понадобятся, чтобы выправить ситуацию: заявлений от работника с информацией, какую из своих нескольких трудовых книжек он просит работодателя вести, какой страховой стаж учитывать и где будет храниться другая трудовая книжка, об оформлении новой трудовой книжки взамен утерянной, о нахождении им трудовой книжки с просьбой принять ее к ведению и хранению, а также приказа о приеме работодателем найденной работником трудовой книжки, фрагмента книги (журнала) по учету движения трудовых книжек с записью о замене сведений о трудовой книжке, уничтожении ранее оформленной новой трудовой книжки.

Оформляем копии и выписки из документов

Рассказываем, в чем разница между подлинником документа, его дубликатом, копией (бумажной, электронной, заверенной), выпиской. Показываем на примерах разницу в оформлении и юридической силе перечисленных вариантов.

Как составить справку для работника

Рассказываем о справках, которые могут составляться в организации (как внутренние, так и внешние). Разбираем порядок оформления информационных справок и справок по личному составу. Показываем обязательные и факультативные реквизиты. Приводим образцы справок, в том числе о факте работы, среднем ежемесячном доходе работника, факте предоставления отпуска.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Особенности работы лиц, имеющих детей до трех лет

Одно из направлений социальной политики нашего государства – разработка мер не только по повышению рождаемости, но и по увеличению занятости лиц, осуществляющих уход за детьми. Приветствуя инициативы предприятий по улучшению условий труда работающих мам, законодатель, не рассчитывая на всеобщую сознательность, устанавливает обязательный для всех работодателей минимум льгот и гарантий, предоставляемых данной категории работников. Из нашей статьи вы узнаете об особенностях режима работы и времени отдыха сотрудниц, имеющих детей до трех лет, о том, к каким работам они не могут привлекаться и как должны быть организованы и оплачены перерывы для кормления ребенка, о том, какие документы следует оформлять в этих и других ситуациях.