• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» октябрь 2011
  • Рубрика Актуальное интервью

Судьба ЕНВД и налоговые перспективы: комментирует Минфин России

  • Рейтинг 4.5
  • 0 комментариев
  • 21729 просмотров
О поправках, касающихся ЕНВД и упрощенной системы налогообложения, читайте в интервью с заместителем начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Юрием Подпориным.


СвернутьПоказать

В Налоговый кодекс Российской Федерации готовятся серьезные поправки, касающиеся ЕНВД и упрощенной системы налогообложения. Планируемые изменения вызывают много споров у налогоплательщиков. Рассказать о том, что нас ждет в ближайшем будущем, а также ответить на наиболее актуальные вопросы наших читателей мы попросили заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Юрия Подпорина.


– На сайте Минфина России был размещен проект закона о внесении изменений в НК РФ, которые касались введения главы, посвященной упрощенной системе налогообложения на основе патента, отмене ЕНВД и других поправок в НК РФ. Расскажите, пожалуйста, о судьбе данного законопроекта.

– Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее – ГД РФ) принят в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 18 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», предусматривающий ряд положений, направленных на совершенствование упрощенной системы налогообложения, в том числе выделение в отдельный специальный налоговый режим патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, а также поэтапную отмену системы налогообложения в виде ЕНВД.

В настоящее время в Правительстве РФ рассматривается вопрос об увеличении предельного размера доходов, позволяющего налогоплательщикам применять упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с планом работы ГД РФ предполагается, что названный законопроект будет принят на осенней сессии ГД РФ.

– Расскажите, пожалуйста, с чем связано решение об отмене ЕНВД? Этот шаг сейчас воспринимается налогоплательщиками очень негативно, поскольку они опасаются, что другой режим, который им придется применять, в значительной степени повысит налоговую нагрузку и трудозатраты на ведение учета.

– Проектом названного федерального закона предлагается поэтапная отмена системы налогообложения в виде ЕНВД, предусмотренной главой 26.3 НК РФ.

Так, с 01.01.2013 предлагается отменить систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой налогоплательщиками через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, и в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания (подп. 6 и 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

На период с 1 января по 31 декабря 2012 года применение системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении указанных видов предпринимательской деятельности предлагается разрешить налогоплательщикам со среднесписочной численностью работников, не превышающей 50 человек.

С 01.01.2014 главу 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ предлагается признать утратившей силу в целом.

При этом законопроектом предусматривается совершенствование патентной системы налогообложения, которая выделяется с 01.01.2012 в отдельную главу 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ.

Таким образом, в период 2012–2014 годов одновременно будут действовать патентная система налогообложения и система налогообложения в виде ЕНВД. При этом виды предпринимательской деятельности, на которые распространяются указанные системы налогообложения, во многом совпадают. В связи с этим законопроектом предусмотрено, что выбор между данными режимами налогообложения осуществляется налогоплательщиками самостоятельно.

Такой подход позволит провести сравнительный анализ применения патентной системы налогообложения и ЕНВД, оценить динамику перехода с одной системы на другую и, в случае необходимости, вернуться к рассмотрению вопроса о сроках отмены системы налогообложения в виде ЕНВД.

Что касается опасения налогоплательщиков, связанных с отменой системы налогообложения в виде ЕНВД, то следует отметить, что отношение к этой системе неоднозначно.

Примерно половина налогоплательщиков выступает за отмену ЕНВД, аргументируя это тем, что при его применении не учитываются фактическая доходность их предпринимательской деятельности, что негативно сказывается на их финансовом состоянии. Другая половина придерживается диаметрально противоположной точки зрения, считая, что отмена ЕНВД приведет к увеличению налоговой нагрузки и так же негативно отразится на их финансовом состоянии.

Так что кто из них прав, покажет время.

– Какие изменения планируются по патентной упрощенке?

– Проектом названного федерального закона предусмотрено выделение патентной системы налогообложения в отдельную главу 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ.

При этом законопроектом предусматривается сохранить право введения патентной системы налогообложения за законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которыми будет определяться:

  1. перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится патентная система налогообложения в пределах перечня видов предпринимательской деятельности, указанных в главе 26 НК РФ;
  2. размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, минимальный размер которого не может быть менее 100 000 руб., а максимальный размер не может превышать 500 000 руб. Размер указанного дохода предлагается индексировать на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.

Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, законопроектом сокращен с 69 видов, предусмотренных ст. 346.25.1 НК РФ, до 47 за счет их укрупнения. Одновременно вводятся новые виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в том числе розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 10 кв. м по каждому объекту организации торговли (п. 45); розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (п. 46) и услуги общественного питания, осуществляемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 10 кв. м по каждому объекту организации общественного питания (п. 47).

Законопроектом предлагается сохранить действующий в настоящее время добровольный переход индивидуальных предпринимателей на патентную систему налогообложения. При этом предусматривается увеличение средней численности наемных работников, привлекаемых индивидуальными предпринимателями, с пяти до десяти человек.

Предполагается внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающих зачисление налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, в размере 10 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации, а 90 процентов – в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

Кроме того, предлагается внести изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в части освобождения индивидуальных предпринимателей – налогоплательщиков патентной системы налогообложения от обязанности применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств).

– В редакцию часто поступают вопросы от наших читателей, касающиеся применения специальных налоговых режимов. Не могли бы Вы ответить на некоторые из них? Например, такой: предприятие дает займ предпринимателю на ЕНВД 1,5 млн руб. на 2 года. Может ли займ быть беспроцентным?

– Да, может. При этом нужно иметь в виду следующее.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ материальная выгода в виде экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей на льготных условиях, определяется по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 212 НК РФ, и подлежит налогообложению в порядке, установленном гл. 23 НК РФ.

В связи с этим материальная выгода от экономии на процентах включается в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц в случае, если процент за пользование заемными или кредитными средствами меньше 3/4 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату получения таких средств (по кредитам и займам, полученным в рублях).

Поскольку доход в виде материальной выгоды не является доходом от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках ЕНВД, при погашении займа у предпринимателя возникает обязанность по уплате налога на доходы физических лиц с сумм материальной выгоды в виде экономии на процентах за пользование беспроцентными заемными средствами1.

– Организация торгует продуктами питания как в розницу, так и оптом, с одного склада. Розничные продажи оформляются непосредственно в офисе. Предприятие с розницы платит ЕВНД, физическим показателем является торговое место с базовой доходностью 9000 руб. Это стол менеджера по розничным продажам, где установлен кассовый аппарат. Подскажите, правильно ли определен физический показатель, или нужно брать для расчета площадь торгового места?

– В соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов.

Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ при исчислении ЕНВД в этом случае применяется физический показатель «торговое место», если площадь торгового места не превышает 5 кв. м, или «площадь торгового места (в квадратных метрах)», если площадь торгового места превышает 5 кв. м.

Понятие торгового места дано в ст. 346.27 НК РФ, согласно которой под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи.

К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.

Таким образом, при осуществлении розничной торговли через склад торговым местом является площадь данного склада, которая и должна учитываться в качестве физического показателя при исчислении ЕНВД.

При этом следует отметить, что законодательством не предусмотрено распределение площади склада между осуществляемыми видами деятельности, т.е. между розничной и оптовой торговлей. Поэтому при исчислении ЕНВД следует учитывать всю площадь склада.

– Открыли новую фирму, сфера деятельности которой – общественное питание (ЕНВД) в разных районах города. Куда подавать заявление о начале деятельности ЕНВД – по месту регистрации фирмы или во все налоговые, где находятся торговые точки?

– В соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания, переведенную на уплату ЕНВД, обязана осуществить постановку на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности.

Постановка на учет организации в качестве налогоплательщика ЕНВД при осуществлении предпринимательской деятельности на нескольких внутригородских территориях, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации в качестве налогоплательщика ЕНВД.

– К какому виду в целях применения ЕНВД относится деятельность по реализации кулинарной продукции собственного производства через торговые автоматы, в том числе супов и напитков, изготовленных из сухих ингредиентов и воды? И какой физический показатель при этом следует применять?

– В соответствии со ст. 346.27 НК РФ реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях ЕНВД к розничной торговле.

Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ при реализации продукции общественного питания через торговый автомат для исчисления ЕНВД применяется показатель «торговый автомат».

– Минфин России в письмах от 20.04.2009 № 03-11-06/2/67 и от 13.04.2009 № 07-05-08/156 сказал, что общества с ограниченной ответственностью, применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общем порядке (независимо от наличия в нем нормы об освобождении этих организаций от обязанности ведения бухгалтерского учета). В свою очередь в письме ФНС России от 15.07.2009 № ШС-22-3/566@ прозвучало, что организации, применяющие УСН, не обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Сейчас Минфин России также придерживается позиции о необязательности составления и представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы?

– Да, позиция Минфина России по этому вопросу не изменилась. Налогоплательщики-организации (ООО, ОАО, ЗАО), применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность в полном объеме.

– Минфин России в письме от 25.01.2010 № 03-11-11/14 сказал, что обязанность налогоплательщика по уплате единого налога на вмененный доход возникает независимо от фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности или ее приостановления. При этом в письмах Минфина России от 22.09.2009 № 03-11-11/188 и от 30.06.2009 № 03-11-09/230 прозвучало, что глава 26.3 НК РФ не предусматривает представление «нулевых» деклараций по единому налогу. В свою очередь налоговики в письме ФНС России от 27.08.2009 № ШС-22-3/669@ отметили, что если у налогоплательщика будут отсутствовать фактические значения физических показателей базовой доходности по осуществляемой деятельности, это следует отразить в налоговой декларации, представляя «нулевую» декларацию. Вправе ли налогоплательщики в случае отсутствия фактического значения физических показателей базовой доходности по осуществляемой деятельности подавать в налоговый орган «нулевые» декларации?

– Нет, не вправе. Письмом Минфина России от 03.03.2010 № 03-11-09/16 за подписью Заместителя Председателя Правительства РФ – Министра финансов РФ письмо ФНС России от 27.08.2009 № ШС-22-3/669@ признано не соответствующим законодательству и отменено.

– С какого момента налогоплательщики могут перейти на УСН с ЕНВД, если налогоплательщиком было допущено несоответствие требованиям, установленным гл. 26.3 НК РФ (к примеру, если превысили физический показатель)?

– В соответствии с п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ, если по итогам налогового периода налогоплательщиком допущено несоответствие требованиям, установленным подп. 1 и 2 п. 2.2 указанной статьи НК РФ, он считается утратившим право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, при утрате права на применение ЕНВД предусмотрен переход на общий режим налогообложения, а не на УСН. Переход на УСН возможен со следующего календарного года в порядке, установленном п. 1 ст. 346.13 НК РФ.

– Вправе ли плательщик ЕНВД уменьшить сумму налога на страховые взносы, уплаченные уже после подачи декларации по ЕНВД (к примеру, за апрель и май взносы были уплачены во 2 кв., а за июнь – в 3 кв.)? И в каком квартале следует производить уменьшение единого налога на вмененный доход (в котором страховые взносы были начислены либо в котором они были уплачены)?

– Согласно требованиям п. 2 ст. 346.32 НК РФ сумма ЕНВД, исчисленная за квартал, может быть уменьшена на сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ.

Страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за календарным месяцем, за который начислены ежемесячные обязательные платежи (ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»). Следовательно, страховые взносы за июнь 2011 года страхователь должен был уплатить не позднее 15.07.2011.

Уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода (квартала) не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода (ст. 346.30, п. 1 ст. 346.32 НК РФ).

Если на дату представления налоговой декларации по ЕНВД за II квартал 2011 года страховые взносы за II квартал 2011 года были полностью уплачены, то уменьшение суммы исчисленного ЕНВД на сумму обязательных ежемесячных платежей за апрель, май и июнь правомерно.

Письма Минфина России также подтверждают вывод о том, что сумма исчисленного за налоговый период ЕНВД подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму фактически уплаченных за этот же период на дату представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход страховых взносов (письма от 07.10.2009 № 03-11-09/340, от 22.07.2009 № 03-11-06/3/193, от 18.12.2008 № 03-11-05/302). Если страховые взносы были уплачены после подачи в налоговый орган декларации по ЕНВД, то после их уплаты организации следует подать уточненную декларацию за тот квартал, за который уплачены указанные взносы.

Таким образом, плательщик ЕНВД вправе уменьшить сумму ЕНВД за II квартал 2011 года на всю сумму страховых взносов, начисленных за этот же период, если на дату представления налоговой декларации страховые взносы за II квартал 2011 года полностью уплачены.

Беседовала Екатерина Рубцова

Сноски

СвернутьПоказать
  1. Письмо Минфина России от 18.04.2001 № 04-03-11/67. Вернуться назад

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  6 голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.