Top.Mail.Ru

Корректировочный счет-фактура: разъяснения ФНС России

С 1 октября 2011 года, за исключением отдельных положений, вступает в силу Федеральный закон от 19.07.2011 № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Закон). В частности, законом предусмотрено выставление корректировочных счетов-фактур при изменении стоимости или количества отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав. Закон вступил в силу, однако Правительство РФ так и не утвердило не только новую форму счета-фактуры, но и форму корректировочного счета-фактуры. Этот пробел на сегодняшний день заполнила ФНС России. Своим письмом от 28.09.2011 № ЕД-4-3/15927@, которое согласовано с Минфином РФ, налоговый орган разъяснил порядок применения и заполнения корректировочного счета-фактуры, а также представил его рекомендованную форму. Кроме того, в письме даны разъяснения по отражению показателей корректировочного счета-фактуры в книге покупок и книге продаж, а также порядок внесения исправлений. Этим и другим вопросам будет посвящена статья.

Совсем недавно Федеральным законом от 19.07.2011 № 245-ФЗ 1 (далее – Закон) внесено новое понятие корректировочного счета-фактуры. В п. 17 ст. 2 Закона приведены обязательные реквизиты корректировочного счета-фактуры (в ст. 169 НК РФ внесен дополнительный п. 5.2). Закон в этой части уже вступил в силу, но Правительство Российской Федерации так и не утвердило форму счета-фактуры (в том числе корректировочного), а также порядок ее заполнения, форму и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж. В связи с чем ФНС России выпустила письмо от 28.09.2011 № ЕД-4-3/15927@ (далее – письмо). Оно согласовано с Минфином России (письмо Минфина России от 27.09.2011 № 03-07-15/90). Это письмо весьма интересно и важно для налогоплательщика, так как в нем налоговая служба дала разъяснения о порядке применения корректировочного счета-фактуры, посоветовала его форму и порядок заполнения, а также дала рекомендации по заполнению книги покупок и книги продаж.

Выделяем особенности

Налоговая служба в своем письме напоминает, что согласно п. 3 ст. 168 НК РФ с 01.10.2011 при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе при изменении цены (тарифа) и (или) уточнении количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня составления документов. Таковыми могут быть (п. 10 ст. 172 НК РФ):

  • договор,
  • соглашение,
  • иной первичный документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости.

Обратите внимание на перечень документов, подтверждающих факт согласия покупателя, приведенный в Налоговом кодексе.

Все понятно с такими первичными документами, как договор и соглашение, но вот что за документ уведомление? Можно ли выставить покупателю уведомительное письмо об изменении стоимости?

В устных разъяснениях налоговые органы сообщают, что данный первичный документ все-таки должен подтвердить факт согласия покупателя. Следовательно, в этом случае покупатель должен подтвердить свое согласие на изменение стоимости и, конечно, в письменном виде. Поэтому для подобного случая необходимо предусмотреть порядок такого подтверждения.

Еще раз обратимся к изменению стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав (далее – отгруженных товаров). Оно может происходить как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Для сторон сделки Налоговый кодекс рассматривает следующие ситуации.

При уменьшении стоимости отгруженных товаров

Продавец

на основании корректировочного счета-фактуры производит

вычет, равный разнице между суммами НДС, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после уменьшения стоимости. Данный вычет применяется не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры (п. 1 ст. 169, п. 13 ст. 171, п. 10 ст. 172 НК РФ).

Покупатель восстанавливает сумму НДС в размере разницы между суммами НДС до и после уменьшения стоимости отгруженных товаров (подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ). Восстановление осуществляется в периоде получения первичных документов или корректировочного счета-фактуры (в зависимости от того, что произошло раньше).

При увеличении стоимости отгруженных товаров

Продавец учитывает изменение стоимости отгруженных товаров (без учета налога) при определении налоговой базы по НДС в периоде осуществления отгрузки (п. 10 ст. 154 НК РФ).

Следовательно, если в периодах, следующих за отгрузкой, стоимость меняется, то налогоплательщик должен будет представить в налоговую инспекцию уточненную декларацию и доплатить налог. Пени в данном случае не начисляются в силу ст. 11 и 75 НК РФ.

Покупатель на основании корректировочного счета-фактуры производит вычет суммы НДС, равной разнице между суммами НДС, исчисленных исходя из стоимости отгруженных товаров до и после увеличения (п. 13 ст. 171 НК РФ).

Как видим, вычет сумм НДС производится на основании корректировочного счета-фактуры:

  • продавцом в случае уменьшения стоимости отгруженных товаров,
  • покупателем в случае увеличения стоимости отгруженных товаров.

Обратите внимание, что в случае уменьшения стоимости отгруженных товаров корректировочные счета-фактуры, служащие для принятия продавцом сумм НДС к вычету, должны быть заполнены с указанием обязательных реквизитов и необходимых подписей, то есть с выполнением требований, поименованных в п. 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ. Такое положение изложено в дополнении к абз. 1 п. 2 ст. 169 НК РФ.

Поэтому продавец должен тщательно следить за...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Жилой дом с нежилыми помещениями: услуги застройщика и НДС

На практике сложилась схема (корректность которой не является темой данной статьи), что доходом застройщика при передаче объекта долевого строительства дольщику признается стоимость его услуг, которые освобождаются от НДС (за исключением ситуации, когда передаются объекты производственного назначения). Чиновники и суд по-разному смотрят на вопрос о том, являются ли нежилые помещения в жилом доме производственными.

Соглашение об увольнении: налоги и взносы, быть или не быть

Размер пособия, выплачиваемого при увольнении по соглашению сторон, законодательно не утвержден. ТК РФ предоставляет возможность работодателю самостоятельно определить порядок его выплаты. Однако, когда вопрос жестко не регламентирован, появляется риск неблагоприятной трактовки таких выплат со стороны проверяющих (в частности, налоговых органов). Поэтому у многих работодателей возникают разнообразные вопросы: в каком размере такое выходное пособие облагается НДФЛ, как оно включается в базу по страховым взносам, учитывается ли оно при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

Вопросы по применению ОКВЭД2 и ОКПД2

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) введены в действие с 1 февраля 2014 г. Изначально переходный период предполагалось установить на год, но впоследствии срок неоднократно сдвигался, и окончательное завершение переходного периода растянулось до 1 января 2017 г. За это время в оба классификатора было внесено множество изменений, касающихся классификационных группировок. Изучим разъяснения чиновников по их применению.

Переплата по налогу: как вернуть?

Причины, в результате которых организация переплатила налог, могут быть разными. Как правило, переплата образуется вследствие ошибки в расчете налога, которую бухгалтер обнаружил уже после подачи декларации. В этом случае, чтобы зафиксировать факт переплаты, требуется подать уточненную декларацию, которая, обратите внимание, сначала подвергнется камеральной проверке. Причем проверка будет проведена самым тщательнейшим образом, ведь в уточненке будет указана сумма налога, меньшая по сравнению с суммой, которая была указана в первичной декларации. Расскажем, на что обратить внимание в подобных ситуациях.

Справка о зарплате для центра занятости

Бывший сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой составить ему справку о средней заработной плате для представления в службу занятости. Какую форму справки следует использовать? Какие выплаты работнику и за какой период следует учитывать в данном случае? Автор на практическом примере рассматривает тонкости расчета среднего заработка, на основе которого центры занятости определяют размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной ­подготовки, ­переподготовки и повышения квалификации.

Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина

На практике у компаний, заключивших договор аренды, постоянно возникает вопрос о порядке выплаты, а также налогового и бухгалтерского учета коммунальных платежей. Причем вопрос стоит остро как у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете. А если учесть, что Министерство финансов никогда не относилось к данной проблеме однозначно, то запутаться можно довольно легко. Автор анализирует рекомендации Минфина, отмечая спорные моменты в позиции финансистов. Рассмотрен вопрос по включению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления прибыли, затрат по оплате коммунальных платежей. Более того, автор не только раскрывает способы, которые используют на практике бухгалтеры при решении этой проблемы, но и дает свои рекомендации для минимизации потерь.

Служебное жилье: налоговые проблемы и их решение

Тема служебного жилья в настоящее время приобретает определенную актуальность, так как крупные государственные и коммерческие структуры перемещают работников определенных должностных категорий в регионах. Однако этот вопрос требует проработки в части налогообложения налогом на прибыль и НДФЛ.

Варианты передачи имущества, находящегося в собственности фирмы, другому лицу

Организация может передать имущество другой организации несколькими способами. В некоторых случаях это вынужденная мера (как, например, в случае реорганизации), в других – добровольная (договор купли-продажи или внесение имущества в уставный капитал). Подробно проанализированы перечисленные способы. В случае с реорганизацией рассказано, как оценить передаваемое имущество для целей бухгалтерского учета, каков порядок налогообложения и бухгалтерского учета у реорганизуемой организации и правопреемника. Описан порядок учета у учредителя (передающей стороны) и вновь созданной организации (принимающей стороны) в случае внесения взноса в уставный капитал. И, наконец, рассмотрен порядок передачи имущества по договору купли-продажи с налоговым и бухгалтерским учетом у продавца и покупателя. Кроме того, в двух последних случаях приводится не только порядок учета передачи здания, но и участка земли, на котором оно находится.