• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» январь 2012
  • Рубрика Правовое обеспечение деятельности

Сложности оформления трудовых отношений с сотрудниками на расстоянии

  • 0 комментариев
  • 22 просмотра
Когда говорят о дистанционном оформлении трудовых отношений, то первое, что приходит в голову, – это оформление отношений с надомниками. Однако чаще встречаются трудовые отношения с сотрудниками на удаленных рабочих местах. Такая схема работы используется, например, в федеральных торговых сетях. Автор рассматривает плюсы и минусы удаленного оформления отношений с работниками, отмечая ошибки, которые нередко допускают работодатели.


Не секрет, что многие работодатели, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения в городах и селах страны, оптимизируя свои затраты и унифицируя взаимоотношения с регионами, сосредотачивают весь процесс оформления трудовых отношений с работниками в головном офисе компании. В таком варианте кадрового решения есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим их, а также возможные риски, сопровождающие оформление приема и увольнения сотрудников на расстоянии.

Оформление трудовых отношений на дистанции свойственно только трем направлениям:

  • надомники;
  • фрилансеры;
  • сотрудники обособленных подразделений на стационарных рабочих местах.

Тема взаимоотношений с надомниками требует отдельного рассмотрения. Фрилансеры – новая для РФ категория сотрудников, с которыми в большинстве случаев пока оформляются договоры только гражданско-правового характера, а то и не оформляются вовсе. Темой же настоящей статьи будет порядок оформления приема, переводов и увольнения сотрудников на удаленных рабочих местах.

Исследуя вопрос оформления трудовых отношений на расстоянии, следует заметить, что такой подход к решению данного вопроса появился сравнительно недавно. И связан он был в большей степени с развитием розничной сети и нарастающей популярностью федеральных сетей.

Плюсы и минусы централизованного оформления трудовых отношений

Плюсы подобного централизованного оформления для кадровой службы и компании в целом неоспоримы. Рассмотрим их:

  • Сосредоточение всей кадровой базы в едином для всех обособленных подразделений месте, как правило – в центральном офисе.
  • Небольшой состав кадровой службы по сравнению с возможным формированием отделов кадров во всех подразделениях разветвленной структуры организации.
  • Архив личных дел, хранящихся 75 лет, будет сосредоточен в одном месте.
  • Облегченность отслеживания нормативов, влияющих на возникновение определенных обязанностей работодателя. Так, обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов в соответствии с законодательством РФ у работодателя возникает при превышении численности сотрудников организации 100 человек (п. 2 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
  • Единая отчетность.
  • Единая бухгалтерия. Все начисления и выплаты производятся централизованной бухгалтерией.
  • Нет распыления полномочий. Все приказы, распоряжения, трудовые договоры и прочую кадровую документацию подписывает руководитель организации (или уполномоченное им лицо), не делегируя свои полномочия в данной части многочисленным руководителям среднего звена на местах.
  • Нет потребности в сотруднике, занимающемся подбором персонала. Эти задачи возлагаются либо дополнительно на руководителей структурных подразделений, либо собеседование и отбор кандидатов также производится дистанционно – по телефону, скайпу, при помощи телеконференции (то есть средств связи).
  • Оптимизация затрат на фонд оплаты труда (ФОТ) кадровой службы организации.
  • Удаленность сотрудников для работодателя сказывается положительно на частом пропуске сроков исковой давности работниками для обращения в суд (длительное ожидание пересылки документов из центрального офиса для обращения в суд покрывает все сроки, установленные ТК РФ для обращения в суд за защитой нарушенного права (один месяц – по спорам об увольнении, три месяца – по иным спорам).

Минусы, однако, едва ли не перевешивают плюсы:

  • Возникает возможность нарушения требований ТК РФ и, как следствие, ответственность работодателей. Хотя, надо отметить, что нарушения в этой сфере в настоящее время довольно часто для работодателя остаются безнаказанными. Вместе с тем не надо обманываться: возможность возникновения штрафных санкций за нарушения требований законодательства РФ вполне реальна. Так, прокуратура постоянно проверяет соблюдение работодателями требований ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 в части сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения с этой службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Для многих работодателей это влечет административный штраф, предусмотренный ст. 19.29 КоАП РФ.
  • Ответственные сотрудники отсутствуют на местах. Никто не несет ответственности за своевременное направление больничных листков и трудовых книжек в отдел кадров предприятия при головном офисе. И, как следствие, нет возможности привлечь к дисциплинарной ответственности виновных в нарушении трудовых прав работников.
  • Повышенное внимание контролирующих органов, которое особенно активизируется после возникновения ситуации применения к работодателю наказания за выявленные нарушения.
  • Хаос с предоставлением отпусков, полное несоблюдение графика отпусков.
  • Длительность оформления, начисления и выплаты пособий по социальному страхованию.
  • Недоплата работникам заработной платы, в том числе премий и бонусов. Причина – несвоевременное получение центральным офисом служебных записок руководителей структурных подразделений, несвоевременное оформление приказов о приеме на работу и трудовых договоров.
  • Большие затраты на средства связи, почтовые расходы и услуги курьерской доставки документации.
  • Высокая вероятность возникновения судебных споров, а также удовлетворения требований работников, поскольку нарушения работодателя легко доказуемы и очевидны. Можно добавить, что при удовлетворении судом денежных требований работника возможно сопутствующее взыскание компенсации по ст. 236 ТК РФ.
  • Высок риск привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о труде по ст. 5.27 КоАП РФ.

Ошибки работодателей

Мы привели лишь неполный перечень плюсов и минусов, которые свойственны процедуре оформления трудовых отношений с работниками подразделений на расстоянии. При избрании централизованного оформления трудовых отношений с работниками территориально удаленных структурных подразделений работодателям стоит подготовиться и к возможности возникновения определенных рисков, связанных с нарушениями, свойственными для такого варианта оформления.

Как избежать негативных последствий? На что следует обратить внимание работодателям? Рассмотрим, какие ошибки чаще всего допускают компании при оформлении удаленных работников.

1. Просрочка выдачи трудовой книжки

Из-за расстояния, отделяющего отдел кадров от работника на месте, выдать трудовую книжку в день увольнения фактически невозможно, поэтому возникает риск нарушения ч. 4 ст. 84.1. ТК РФ – просрочка выдачи трудовой книжки.

Судебная практика
СвернутьПоказать

Работница обратилась в суд с иском к работодателю об изменении даты увольнения, взыскании заработной платы за задержку выдачи трудовой книжки и компенсации морального вреда.

Суд установил, что трудовая книжка в день увольнения истице действительно не выдавалась. Приказ был издан в г. Ачинске, тогда как истица работала уборщицей общежития в г. Новобирилюсске. По почте было направлено уведомление с приглашением забрать трудовую книжку в отделе кадров работодателя в г. Ачинске. Уведомление было получено истицей 11.07.2007, а трудовая книжка – лишь 16.12.2010. Она пояснила, что за трудовой книжкой не явилась, поскольку не было возможности поехать в Ачинск, но она многократно обращалась к ответчику сначала по телефону, а затем с письмами с просьбой направить ей трудовую книжку по почте, а в мае 2010 г. приехала в г. Ачинск. Факт обращения истицы к ответчику с такой просьбой в устной форме она подтвердить не смогла, но представила суду копию письма, содержащего данную просьбу, и уведомление о вручении этого письма ответчику 24.12.2008.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.