Top.Mail.Ru
Автор рассказывает об аутсорсинге (привлечении внешних ресурсов). В частности, какие функции можно отдать на аутсорсинг, а какие не стоит? Что следует предусмотреть в договоре? Как можно снизить налоговую нагрузку?

В прошлом году в первом чтении Госдумой был принят законопроект, значительно ужесточающий правила привлечения заемного труда. Часть экспертов полагает, что если проект будет окончательно принят, то вне закона окажутся не только компании, которые предоставляют персонал в лизинг, но и те, что занимаются аутсорсингом. Большинство же экспертов считает, что этого не произойдет. Разберемся, когда можно прибегнуть к аутсорсингу, а в каких случаях желание экономить обернется неприятностями.

Когда необходим аутсорсинг

Одним из ключевых моментов деятельности коммерческой организации является увеличение прибыли, некоммерческой – увеличение эффективности, т.е. достижение целей деятельности с меньшими затратами. Современные методы управления организации сосредоточены на оптимальном использовании располагаемых ресурсов, ограниченных и влекущих расходы на их поддержание. Основные и вспомогательные процессы (закупки, основная деятельность, продажи, сервис и поддержка клиентов; инфраструктура организации, включающая информационную систему, управление кадрами, учет и т.д.) могут выполняться как собственными силами организации с помощью внутренних ресурсов, так и с привлечением внешних, не являющихся частью организации исполнителей.

Под аутсорсингом (англ. outsourcing – привлечение внешних ресурсов) подразумевают выполнение процессов, функций, операций исполнителями, не являющимися частью структуры организации. Проще говоря, решение об аутсорсинге связано с ответом на вопрос: сделать собственными силами или приобрести у внешних поставщиков и исполнителей? Если речь идет о привлечении внешних сотрудников для выполнения определенных функций без введения в штат организации, такую услугу привлечения «аренды» персонала называют аутстаффингом (англ. outstaffing – использование персонала вне структуры организации).

Принятие решения об аутсорсинге каких-либо процессов и функций является частью стратегии управления организацией. Передача вспомогательных и поддерживающих процессов на аутсорсинг позволяет руководству организации сконцентрировать усилия на процессах, составляющих основу конкурентного преимущества организации.

Пример

Производитель текстиля, скорее всего, предпочтет оплачивать труд штатных художников и дизайнеров, создающих эскизы, чем платить сторонним исполнителям, чтобы обеспечить уникальность производимой продукции.

Торговое розничное предприятие, состоящее из сети супермаркетов, заказывает производителю продукты питания под собственной торговой маркой, поскольку предприятие не располагает собственными производственными мощностями, организация собственного производства не является стратегической целью и данный товар не является в своем роде особенным.

В то же время многие организации, независимо от вида деятельности, отдают на аутсорсинг подбор кадров, ремонт основных средств, транспортировку материалов и товаров. К аутсорсингу обычно обращаются для выполнения второстепенных процессов и операций, в результате менеджеры могут сосредоточиться на управлении ключевыми процессами. Аутсорсинг ключевых операций может существенно усложнить деятельность организации. В то же время не всегда с достаточной четкостью возможно определить, какие виды деятельности являются ключевыми.

Как уже упоминалось, часто практикуется аутсорсинг вспомогательных процессов и функций. Сформировались рынки таких услуг со многими конкурирующими поставщиками и исполнителями, например, информационные технологии, юридические или бухгалтерские услуги.

Необходимость привлечения экспертов может возникнуть в рамках деятельности любого функционального подразделения. Например, при представлении интересов организации в судебных разбирательствах, заключении сложных сделок с имуществом, выходом на рынки капитала, так как штатные юристы могут не обладать необходимым опытом.

Если расходы на развитие и поддержание информационных систем собственным IT-персоналом выходят из-под контроля, об аутсорсинге стоит задуматься, например, по причине сложности найма и высокой стоимости сотрудников, неправильного планирования работ и определения технического задания для внедрения программного обеспечения, изменения потребностей пользователей, недостаточности возможностей имеющейся информационной системы. Без высококвалифицированной поддержки в данной ситуации не обойтись.

Одним из востребованных и распространенных видов аутсорсинга является передача учетных функций, т.е. обязанностей, возлагаемых на бухгалтерию. Это может быть ведение бухгалтерского, налогового учета и составление отчетности в полном объеме либо передача аутсорсеру отдельных функций, например, расчета заработной платы, НДФЛ, обязательных взносов в социальные фонды, составление отчетности по МСФО, налоговое консультирование.

К сведению

По данным рейтинга российских компаний в области аутсорсинга учетных функций за 2010 год, подготовленного агентством «Эксперт РА», наиболее востребованными являются:

  • услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета (44% совокупной выручки компаний, участвовавших в рейтинге),
  • расчет заработной платы (22%),
  • подготовка отчетности по МСФО (8%).

Данные услуги востребованы иностранными компаниями и представительствами, избегающими рисков нарушения часто меняющегося законодательства. На передачу учетных функций аутсорсеру решаются и малые предприятия вместо содержания штатной бухгалтерии и кадрового работника, а также крупные компании в целях повышения эффективности учетных процессов.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Все о договоре перевозки грузов

Сложно встретить компанию, которая хотя бы раз не сталкивалась бы с договором перевозки. Проанализируем риски организации, которая пользуется услугами транспортных компаний. В частности, о том, когда и в каких размерах возникает ответственность у перевозчика, каков порядок предъявления претензии и срок исковой давности.

Существенное изменение обстоятельств: меняем или расторгаем договор

В некоторых случаях контрагенты имеют законное право расторгнуть или изменить договор. В частности, если обстоятельства сильно изменились. Однако это еще нужно доказать. Судебная практика исходит из того, что в момент заключения договора контрагенты должны были просчитать все риски, включая и возможное изменение обстоятельств. Узнаем, что подпадет под существенные изменения, а что нет.

Что бухгалтер должен знать о договоре оказания услуг

Что такое услуги? Можно ли заключать договор услуг в устной форме? Как грамотно сформулировать предмет договора услуг? На что могут повлиять сроки договора? Как прописать порядок приемки услуг, и в каких случаях разрешено в одностороннем порядке отказаться от договора? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Что делать, если клиент дает фальшивые или дефектные купюры

Если вы работаете с наличностью, то наверняка сталкивались с ситуацией, когда клиент расплачивается ветхими, рваными или стираными деньгами. Бывают и экстремальные случаи, когда на кассе покупатель дает поддельные купюры. Расскажем, какой порядок действий работника компании, может ли он изъять поддельную купюру, должен ли вызвать представителей власти либо отказаться от приема старых денег.

Посреднические договоры, их применение в налоговых схемах: как избежать последствий

Посреднические договоры очень привлекательны с позиций налогообложения. А специфика договорной природы посредничества сделала возможным построение налоговых схем на их основе. Что позволяет налогоплательщику сокращать налогооблагаемую прибыль, увеличивая цены на товары (работы, услуги), вовлекая в цепочку сделок посредников или, наоборот, сократить доходы, являясь организацией-посредником? В статье рассматриваются возможные варианты схем, особенности их применения, а также дается совет о том, как избежать нареканий со стороны налоговых органов в фиктивности сделок и недобросовестности налогоплательщика.

Налогообложение операций по ДМС у работодателя

Ошибки в налогообложении и учете договоров ДМС чреваты существенными потерями для организации, а грамотный учет и использование льгот, предоставляемых законодательством, позволит извлечь определенную выгоду при заключении подобных договоров. Рассмотрим особенности налогообложения и оформления договоров ДМС, которые следует знать организации при планировании, бюджетировании и разработке программ добровольного медицинского страхования.

Все нюансы в оформлении договора подряда

Договоры строительного подряда предусматривают не только оплату услуг подрядчика, но и возмещение его затрат, осуществленных в ходе проведения строительных работ. Для заказчика, с точки зрения корректности включения в расчет налоговой базы по налогу на прибыль расходов, важно не только оформлять договоры строительного подряда в соответствии с нормами гражданского законодательства, но и правильно принимать и документально оформлять этапы работ, а также возмещать ряд расходов, которые носят спорный характер. В статье рассмотрены наиболее актуальные вопросы оформления заказчиком результатов и этапов работ, осуществленных по договорам строительного подряда, а также возмещение заказчиком подрядчику расходов по таким работам и включение их в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Заключение договоров через Интернет: возможности и ограничения

Многие бухгалтеры выступают против подписания договоров в электронном виде, несмотря на то что Гражданский кодекс РФ разрешает это делать. Вместе с тем большая часть доводов компаний, которые еще не практикуют заключение договоров в электронном виде, скорее, из области опасений. Большинство договоров сегодня может быть заключено в электронном виде, и нет реальных оснований отказываться от столь простого и быстрого способа совершения сделок.