Top.Mail.Ru

Отчетность через интернет: платить или не платить?

Все больше и больше компаний переходят на электронную отчетность. До недавнего времени услуга по передаче налоговой отчетности была платной и предоставлялась только специализированными операторами связи, но в прошлом году ФНС России запустила аналогичный сервис на своем сайте, причем абсолютно бесплатно. Автор сравнивает достоинства и недостатки традиционного и нового методов.

В сентябре 2011 г. на сайте Федеральной налоговой службы появился сервис «Сдача налоговой, бухгалтерской отчетности в электронном виде». С его помощью налогоплательщик может отправить бухгалтерский баланс и декларации в налоговые органы, заплатив только за сертификат ЭЦП, – сама услуга по передаче отчетности бесплатна. Сервис уже нашел своих поклонников. Однако многие бухгалтеры не спешат пользоваться новой услугой и по-прежнему отчитываются через специализированных операторов связи. Почему для одних «бесплатная» отчетность – несомненный плюс, а другие за передачу данных готовы платить? Выслушаем аргументы обеих сторон.

Платить, но сколько?

Созданный ФНС РФ сервис по отправке налоговой и бухгалтерской отчетности (http://service.nalog.ru:8081/nbo) был воспринят бухгалтерами как бесплатная альтернатива услугам спецоператоров связи.

Между тем на самом сайте ведомства оговорено: для работы в сервисе потребуется сертификат ключа электронной цифровой подписи (ЭЦП), который выдан удостоверяющим центром, аккредитованным в сети доверенных УЦ ФНС. «Так что бесплатность сервиса условна, – замечает заместитель главного бухгалтера ОАО «Ставропольтрубопроводстрой» Светлана Ильина. – За сертификат ЭЦП все равно придется заплатить, притом его ежегодно нужно будет обновлять».

Вместе с тем услуги спецоператоров – это совсем не обязательно десятки тысяч рублей. Любая компания, предлагающая услуги по передаче отчетности, формирует целую линейку тарифных планов, и организации могут выбрать приемлемый для них формат обслуживания. Для малого бизнеса подойдет экономичный вариант, предполагающий только отправку отчетности в один или несколько контролирующих органов. Крупные предприятия, заинтересованные в том, чтобы получать дополнительные услуги, выбирают более дорогостоящие комплексные решения.

Кроме того, существуют специализированные сервисы, ориентированные на малый и микробизнес. С их помощью индивидуальные предприниматели и небольшие организации могут отчитываться в налоговые органы либо совершенно бесплатно, либо с минимальными затратами.

Единое окно от спецоператоров

Отчетность в налоговые органы – это, конечно, важнейший вид отчетности, сдаваемый всеми без исключения организациями. Но помимо этого большинство компаний отчитывается и в другие контролирующие органы – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования (http://fz122.fss.ru), Росстат1. И если данные в ФСС РФ можно отправить через портал Фонда, а статистическую отчетность – через систему веб-сбора, то в ПФР в электронном виде напрямую отчитаться нельзя. Как же быть в этом случае сторонникам «бесплатной» отчетности? Платить организациям-посредникам только за пенсионную отчетность?

«Если задаться целью сдать всю отчетность в электронном виде бесплатно, то придется изучить особенности как минимум четырех разных сервисов, – размышляет главный бухгалтер ООО «Технология металлов и сплавов» Галина Ситникова. – Вот если бы в рамках единого портала, например, www.gosuslugi.ru, можно было отчитаться сразу во все контролирующие органы, притом бесплатно, – это было бы действительно удобно».

«Пожалуй, отчетность через www.nalog.ru – для тех, кто только начинает свое дело. Если для предпринимателя важно платить меньше, он (хотя не без труда, конечно) освоит и два, и три сервиса, тем более что у малого бизнеса отчетов не так много. А вот экономия на старте действительно имеет большое значение», – добавляет главный бухгалтер ООО «Агро-плюс» Екатерина Романенкова.

Спецоператоры исповедуют принципиально иной подход, предоставляя «единое окно» для сдачи отчетности сразу во все контролирующие органы. Это дает возможность не только формировать и отправлять данные в рамках единого интерфейса, но и в одном месте получать всю информацию по обработке отчетов – квитанции, протоколы и пр.

Немаловажное значение приобретают и дополнительные сервисы, предоставляемые спецоператорами. Большинство из них позволяет запрашивать выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, в рамках сервиса «ИОН» получать от инспекций необходимые в работе документы. Так, справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам – один из самых востребованных бухгалтерами документов – дает возможность удостовериться в том, что налог действительно перечислен в бюджет, причем на верный КБК.

С кого спросить?

Бухгалтеры знают не понаслышке: каким бы способом ни представлялись налоговые декларации, есть масса нюансов, которые могут привести к отказу в приеме отчетности. Не исключены и ситуации, когда отправленный файл теряется и не доходит до инспекции. И хотя сервер ФНС России фиксирует дату и время отправки отчетности аналогично серверам спецоператоров, схема с подтверждением спецоператора воспринимается пользователями как более надежная.

«В случае разногласий бухгалтер, отправивший данные через сайт ФНС, вынужден будет взаимодействовать напрямую с налоговой, а для многих это момент отнюдь не самый приятный, – рассуждает Екатерина Романенкова. – Куда привычнее иметь посредника в лице спецоператора, который поможет организации отстоять свою правоту, если отчет действительно был отправлен в срок».

«Я в том, что касается отчетности, никогда не рискую, – продолжает бухгалтер. – Для меня важно, что спецоператор предоставляет гарантии защиты информации и своевременной доставки отчетов. В случае каких-то сбоев, по крайней мере, будет с кого спросить. Так что платя спецоператору, мы платим прежде всего за безопасность и надежность».

Надежность, о которой говорят бухгалтеры, подразумевает и еще один аспект, – техническую поддержку. «Конечно, если бы наше законодательство не менялось, можно было бы обходиться и без технической поддержки, – отмечает Галина Ситникова. – Но пока это, увы, не более чем мечты, и в каждую отчетность я хотя бы раз да позвоню в call-центр: уточнить, как заполнять очередную новую форму, справиться, верно ли я формирую пакет сведений для отправки в ПФР… Да мало ли вопросов возникает!»

Экономный бухгалтер, безусловно, оценит выгоду от использования бесплатного сервиса. С другой стороны, возможность отчитываться во все контролирующие органы в рамках «единого окна», техническая поддержка и посредничество спецоператора при решении спорных вопросов с налоговыми инспекторами многим кажется существенным аргументом при выборе платных услуг. В любом случае решение о том, как отчитываться – через портал налоговой службы или спецоператоров, – принимать вам. Так что выбор оптимального варианта в зависимости от задач компании, ее численности и пр. – за вами.

Сноски 1

  1. Единого сайта для передачи отчетности у Росстата России нет. Каждый территориальный орган статистики на своем сайте размещает ссылки системы web-сбора, куда можно загрузить предварительно сформированные отчеты (на сайте территориального органа статистики вашего регина см. раздел «Статотчетность» – «ЕССО» – «Система web-сбора»). Например, в Калуге: http://www.kalugastat.ru/statrep/ecco/Система%20web-сбора.aspx. Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Подсчитываем среднесписочную численность

Сведения о среднесписочной численности работников являются одним из критериев, по которому организации и индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам малого или среднего бизнеса. А это в свою очередь влияет на применение некоторых льгот, обязательность принятия локальных нормативных актов в компании. Помимо этого, на основании отчета о численности налоговики анализируют уровень заработных плат на предприятии и сумму зарплатных налогов.

Возврат переплаты по страховым взносам, уплаченным до 2017 года

Переплату по взносам, возникшую до 2017 г., можно только вернуть, зачесть не получится. За ее возвратом следует обращаться в ФСС РФ (по взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и ПФР (по взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование). Рассмотрим на примерах, как заполнить заявления на возврат.

Как уточнить СЗВ-М

Выясним, как уточнять сведения о застрахованных лицах в ПФР (по форме СЗВ-М). В частности, когда вы сдаете первичный отчет (исходная форма) и когда вторичный (дополняющая / отменяющая формы). Поскольку никакого конкретного порядка заполнения и уточнения формы СЗВ-М законодательством не установлено, у бухгалтеров возникает множество вопросов.

Какие документы необходимо выдать сотруднику при увольнении?

Главный документ, который должен получить сотрудник при увольнении, – это трудовая книжка. Однако есть и другие не менее важные документы, которые необходимо выдать увольняющемуся работнику. Часть из них работодатель должен представить в обязательном порядке, другие – по письменному заявлению сотрудника. Разберемся подробнее.

Представительские расходы: оформляем документы

Несмотря на то, что нормы об учете представительских расходов давно не претерпевали изменений, они традиционно вызывают большой интерес. Руководство хочет как можно больше затрат отнести к представительским расходам, бухгалтеры же знают, что налоговики тщательно проверяют все позиции. Разъясним, какие затраты представительскими быть не могут, какие документы необходимы для обоснования и как их оформить.

Знакомимся с новыми правилами выдачи документов, заменяющих кассовый чек

Кто может не применять ККТ по новым правилам? Какой документ вместо кассового чека можно выдать? Какие реквизиты он должен содержать? Каковы правила его выдачи? Кто должен вести журнал учета документов и где хранить копии?

Документы выписаны не на того контрагента: исправляем ошибку

Компания оказала услугу, на которую необходимо оформить акт и счет-фактуру. Бухгалтер при составлении этих документов ошибся и в программе указал другого контрагента. Спустя какое-то время ошибка обнаружилась, и перед специалистом возник вопрос о том, как исправить свою оплошность, если, допустим, декларация по НДС уже сдана? Очевидно, что и первичка (акт об оказании услуг), и счет-фактура оформлены ошибочно. Но здесь нужно не вносить исправления в документы, а аннулировать оформленные и одновременно составить правильные.

Все о бланках строгой отчетности

В первой половине мая Правительство утвердило положение об осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, при условии выдачи бланков строгой отчетности. Автор анализирует новый документ, рассказывает, какие обязательные реквизиты теперь должны быть указаны в БСО, как происходит их учет и хранение, как проводить ревизию бланков, какие старые БСО еще действуют, какова ответственность за неприменение бланков строгой отчетности. Кроме того, затронуты вопросы и неясности, которые возникли после утверждения этого документа.