• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» февраль 2012
  • Рубрика Учет и отчетность

Отчетность через интернет: платить или не платить?

  • Рейтинг 4.75
  • 0 комментариев
  • 10020 просмотров
Все больше и больше компаний переходят на электронную отчетность. До недавнего времени услуга по передаче налоговой отчетности была платной и предоставлялась только специализированными операторами связи, но в прошлом году ФНС России запустила аналогичный сервис на своем сайте, причем абсолютно бесплатно. Автор сравнивает достоинства и недостатки традиционного и нового методов.


В сентябре 2011 г. на сайте Федеральной налоговой службы появился сервис «Сдача налоговой, бухгалтерской отчетности в электронном виде». С его помощью налогоплательщик может отправить бухгалтерский баланс и декларации в налоговые органы, заплатив только за сертификат ЭЦП, – сама услуга по передаче отчетности бесплатна. Сервис уже нашел своих поклонников. Однако многие бухгалтеры не спешат пользоваться новой услугой и по-прежнему отчитываются через специализированных операторов связи. Почему для одних «бесплатная» отчетность – несомненный плюс, а другие за передачу данных готовы платить? Выслушаем аргументы обеих сторон.

Платить, но сколько?

Созданный ФНС РФ сервис по отправке налоговой и бухгалтерской отчетности (http://service.nalog.ru:8081/nbo) был воспринят бухгалтерами как бесплатная альтернатива услугам спецоператоров связи.

Между тем на самом сайте ведомства оговорено: для работы в сервисе потребуется сертификат ключа электронной цифровой подписи (ЭЦП), который выдан удостоверяющим центром, аккредитованным в сети доверенных УЦ ФНС. «Так что бесплатность сервиса условна, – замечает заместитель главного бухгалтера ОАО «Ставропольтрубопроводстрой» Светлана Ильина. – За сертификат ЭЦП все равно придется заплатить, притом его ежегодно нужно будет обновлять».

Вместе с тем услуги спецоператоров – это совсем не обязательно десятки тысяч рублей. Любая компания, предлагающая услуги по передаче отчетности, формирует целую линейку тарифных планов, и организации могут выбрать приемлемый для них формат обслуживания. Для малого бизнеса подойдет экономичный вариант, предполагающий только отправку отчетности в один или несколько контролирующих органов. Крупные предприятия, заинтересованные в том, чтобы получать дополнительные услуги, выбирают более дорогостоящие комплексные решения.

Кроме того, существуют специализированные сервисы, ориентированные на малый и микробизнес. С их помощью индивидуальные предприниматели и небольшие организации могут отчитываться в налоговые органы либо совершенно бесплатно, либо с минимальными затратами.

Единое окно от спецоператоров

Отчетность в налоговые органы – это, конечно, важнейший вид отчетности, сдаваемый всеми без исключения организациями. Но помимо этого большинство компаний отчитывается и в другие контролирующие органы – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования (http://fz122.fss.ru), Росстат1. И если данные в ФСС РФ можно отправить через портал Фонда, а статистическую отчетность – через систему веб-сбора, то в ПФР в электронном виде напрямую отчитаться нельзя. Как же быть в этом случае сторонникам «бесплатной» отчетности? Платить организациям-посредникам только за пенсионную отчетность?

«Если задаться целью сдать всю отчетность в электронном виде бесплатно, то придется изучить особенности как минимум четырех разных сервисов, – размышляет главный бухгалтер ООО «Технология металлов и сплавов» Галина Ситникова. – Вот если бы в рамках единого портала, например, www.gosuslugi.ru, можно было отчитаться сразу во все контролирующие органы, притом бесплатно, – это было бы действительно удобно».

«Пожалуй, отчетность через www.nalog.ru – для тех, кто только начинает свое дело. Если для предпринимателя важно платить меньше, он (хотя не без труда, конечно) освоит и два, и три сервиса, тем более что у малого бизнеса отчетов не так много. А вот экономия на старте действительно имеет большое значение», – добавляет главный бухгалтер ООО «Агро-плюс» Екатерина Романенкова.

Спецоператоры исповедуют принципиально иной подход, предоставляя «единое окно» для сдачи отчетности сразу во все контролирующие органы. Это дает возможность не только формировать и отправлять данные в рамках единого интерфейса, но и в одном месте получать всю информацию по обработке отчетов – квитанции, протоколы и пр.

Немаловажное значение приобретают и дополнительные сервисы, предоставляемые спецоператорами. Большинство из них позволяет запрашивать выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, в рамках сервиса «ИОН» получать от инспекций необходимые в работе документы. Так, справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам – один из самых востребованных бухгалтерами документов – дает возможность удостовериться в том, что налог действительно перечислен в бюджет, причем на верный КБК.

С кого спросить?

Бухгалтеры знают не понаслышке: каким бы способом ни представлялись налоговые декларации, есть масса нюансов, которые могут привести к отказу в приеме отчетности. Не исключены и ситуации, когда отправленный файл теряется и не доходит до инспекции. И хотя сервер ФНС России фиксирует дату и время отправки отчетности аналогично серверам спецоператоров, схема с подтверждением спецоператора воспринимается пользователями как более надежная.

«В случае разногласий бухгалтер, отправивший данные через сайт ФНС, вынужден будет взаимодействовать напрямую с налоговой, а для многих это момент отнюдь не самый приятный, – рассуждает Екатерина Романенкова. – Куда привычнее иметь посредника в лице спецоператора, который поможет организации отстоять свою правоту, если отчет действительно был отправлен в срок».

«Я в том, что касается отчетности, никогда не рискую, – продолжает бухгалтер. – Для меня важно, что спецоператор предоставляет гарантии защиты информации и своевременной доставки отчетов. В случае каких-то сбоев, по крайней мере, будет с кого спросить. Так что платя спецоператору, мы платим прежде всего за безопасность и надежность».

Надежность, о которой говорят бухгалтеры, подразумевает и еще один аспект, – техническую поддержку. «Конечно, если бы наше законодательство не менялось, можно было бы обходиться и без технической поддержки, – отмечает Галина Ситникова. – Но пока это, увы, не более чем мечты, и в каждую отчетность я хотя бы раз да позвоню в call-центр: уточнить, как заполнять очередную новую форму, справиться, верно ли я формирую пакет сведений для отправки в ПФР… Да мало ли вопросов возникает!»

Экономный бухгалтер, безусловно, оценит выгоду от использования бесплатного сервиса. С другой стороны, возможность отчитываться во все контролирующие органы в рамках «единого окна», техническая поддержка и посредничество спецоператора при решении спорных вопросов с налоговыми инспекторами многим кажется существенным аргументом при выборе платных услуг. В любом случае решение о том, как отчитываться – через портал налоговой службы или спецоператоров, – принимать вам. Так что выбор оптимального варианта в зависимости от задач компании, ее численности и пр. – за вами.


Сноски

СвернутьПоказать
  1. Единого сайта для передачи отчетности у Росстата России нет. Каждый территориальный орган статистики на своем сайте размещает ссылки системы web-сбора, куда можно загрузить предварительно сформированные отчеты (на сайте территориального органа статистики вашего регина см. раздел «Статотчетность» – «ЕССО» – «Система web-сбора»). Например, в Калуге: http://www.kalugastat.ru/statrep/ecco/Система%20web-сбора.aspx. Вернуться назад

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  4 голоса

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.