• Журнал «Юридический справочник руководителя» март 2012
  • Рубрика Договорные отношения

Применение обычаев делового оборота

  • 0 комментариев
  • 58 просмотров
Обычаи делового оборота представляют собой широко применяемые правила поведения, не предусмотренные законодательством. Таких правил очень много. Но все ли из них можно считать обычаями? И как доказать, что обычай можно применить в конкретном случае? О том, каким образом в деловых отношениях могут использоваться обычаи делового оборота, вы узнаете из статьи.


Обычаи делового оборота применяются исключительно в сфере предпринимательской деятельности. В иных отношениях, в частности, с участием граждан-потребителей, их не используют.

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Ст. 5 ГК РФ

1. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Доказательство существования обычая

Сторона, ссылающаяся на обычай, обязана доказать его наличие и содержание. Если он не зафиксирован в каком-либо документе, его существование можно подтвердить любыми допустимыми способами, например, практикой во взаимоотношениях с контрагентом, которая может следовать из:

  • определенного порядка оформления документов (например, при приемке товара или результата работ);
  • деловой переписки сторон;
  • поведения сторон и т.д.
Судебная практика
СвернутьПоказать

Поставщик передал покупателю партию товара. Однако последний оплатил ее лишь частично. В суде он сослался на то, что надлежащие доказательства получения им продукции отсутствуют.

Поставщик, в свою очередь, представил суду счета-фактуры, товарные накладные, а также акт сверки взаиморасчетов, подписанный обеими сторонами и скрепленный печатями. Исследовав данные документы, арбитры пришли к выводу о том, что контрагенты на протяжении ряда лет применяли способ оформления приемки товара, при котором товарно-транспортные накладные и товарные накладные не содержали расшифровки фамилии лица, принявшего товар от имени покупателя. Кроме того, покупатель о фальсификации данных доказательств не заявлял, в связи с чем исковые требования были удовлетворены.

Кроме того, толкуя ст. 5 ГК РФ, суд отметил, что правило поведения должно быть сложившимся, то есть достаточно постоянным и определенным в своем содержании, применяться широко, а не иметь узкоспециальный характер. По очередности применения при правовом регулировании они стоят после законодательства РФ и договоров. Обычаи делового оборота к отношениям сторон применяются при наличии пробела в гражданском законодательстве, который не восполняется соглашением сторон (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.12.2010 по делу № А56-41497/2009).

Если же сторона, ссылающаяся на обычай, не в состоянии доказать его существование, в удовлетворении требований, скорее всего, будет отказано.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.