• Журнал «Юридический справочник руководителя» март 2012
  • Рубрика Договорные отношения

Применение обычаев делового оборота

  • 0 комментариев
Обычаи делового оборота представляют собой широко применяемые правила поведения, не предусмотренные законодательством. Таких правил очень много. Но все ли из них можно считать обычаями? И как доказать, что обычай можно применить в конкретном случае? О том, каким образом в деловых отношениях могут использоваться обычаи делового оборота, вы узнаете из статьи.


Обычаи делового оборота применяются исключительно в сфере предпринимательской деятельности. В иных отношениях, в частности, с участием граждан-потребителей, их не используют.

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Ст. 5 ГК РФ

1. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Доказательство существования обычая

Сторона, ссылающаяся на обычай, обязана доказать его наличие и содержание. Если он не зафиксирован в каком-либо документе, его существование можно подтвердить любыми допустимыми способами, например, практикой во взаимоотношениях с контрагентом, которая может следовать из:

  • определенного порядка оформления документов (например, при приемке товара или результата работ);
  • деловой переписки сторон;
  • поведения сторон и т.д.
Судебная практика
СвернутьПоказать

Поставщик передал покупателю партию товара. Однако последний оплатил ее лишь частично. В суде он сослался на то, что надлежащие доказательства получения им продукции отсутствуют.

Поставщик, в свою очередь, представил суду счета-фактуры, товарные накладные, а также акт сверки взаиморасчетов, подписанный обеими сторонами и скрепленный печатями. Исследовав данные документы, арбитры пришли к выводу о том, что контрагенты на протяжении ряда лет применяли способ оформления приемки товара, при котором товарно-транспортные накладные и товарные накладные не содержали расшифровки фамилии лица, принявшего товар от имени покупателя. Кроме того, покупатель о фальсификации данных доказательств не заявлял, в связи с чем исковые требования были удовлетворены.

Кроме того, толкуя ст. 5 ГК РФ, суд отметил, что правило поведения должно быть сложившимся, то есть достаточно постоянным и определенным в своем содержании, применяться широко, а не иметь узкоспециальный характер. По очередности применения при правовом регулировании они стоят после законодательства РФ и договоров. Обычаи делового оборота к отношениям сторон применяются при наличии пробела в гражданском законодательстве, который не восполняется соглашением сторон (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.12.2010 по делу № А56-41497/2009).

Если же сторона, ссылающаяся на обычай, не в состоянии доказать его существование, в удовлетворении требований, скорее всего, будет отказано.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.