Top.Mail.Ru

Если при смене гендиректора не была оформлена передача документов от прежнего руководителя новому

Добросовестный руководитель должен обеспечить надлежащие хранение документации своей организации, а при уходе с поста – ее передачу новому руководителю. Причем в интересах уходящего оформить это документально. Вопрос о процедуре передачи документов при смене руководителя организации в судах всплывает регулярно. Каждая из спорящих сторон обычно пытается доказать, что их у нее нет и во всем виновна противоположная сторона.

Например, в ООО «Торговый дом "Ангарский электромеханический завод"» с июня 2012 года обязанности гендиректора исполнял его учредитель, владевший 50% уставного капитала. Второй участник общества владел оставшейся половиной уставного капитала. В феврале 2015 года решением общего внеочередного собрания участников руководителем был избран другой человек.

При этом бухгалтерский и кадровый учет Торгового дома вело ООО «Центр бухгалтерского обслуживания», директором которого была жена бывшего руководителя.

В октябре 2015 года Арбитражный суд Иркутской области рассмотрел дело № А19-6865/2015 по иску Торгового дома к прежнему руководителю о возвращении удерживаемых им документов этого общества. В июне 2016 года дело рассматривал Четвертый арбитражный апелляционный суд. В общей сложности вскрылись следующие обстоятельства:

  • бывший руководитель утверждал, что новый руководитель уклонялся от встречи с ним, в т.ч. прекратил с февраля 2015 года ему доступ в помещения общества;
  • после получения бывшим руководителем письменного требования предоставить оригиналы всех документов, касающихся деятельности общества (письмо б\н от 21.04.2015, почтовая квитанция от 22.04.2015):
    • он в июне 2015 года почтой направил обществу часть документов (правоустанавливающие документы, уведомления о регистрации в фонде соцстрахования и пенсионном фонде, о размере страховых взносов, акт передачи имущества в уставный капитал), что подтверждается почтовой квитанцией и описью вложения, а
    • ООО «Центр бухгалтерского обслуживания» направило обществу бандеролью в июле 2015 года другие документы: 5 трудовых книжек, декларации ИФНС за 2012–2014 гг., пояснительные записки, протоколы контроля отчетности и др.;
  • однако из-за этого общество в мае 2015 года не смогло представить ИФНС по г. Ангарску Иркутской области все затребованные ею документы;
  • часть истребуемых обществом у бывшего руководителя документов в ноябре 2015 года была обнаружена в кабинете директора общества и изъята ОЭБиПК УМВД по г. Ангарску;
  • в этой запутанной истории суд отказывался принимать в качестве надлежащих доказательств показания свидетелей о том, что после смены руководства документы общества находились в его помещениях и бывшим руководителем не выносились.

В результате состав документов, которые бывший руководитель должен был вернуть обществу, суд существенно уменьшил, хотя сама обязанность осталась. При этом суд указал, что в подобных ситуациях бремя доказывания обстоятельств распределяется между сторонами следующим образом:

  • общество должно представить доказательства того, что спорные документы находились у бывшего директора в период исполнения им своих полномочий, а
  • бывший директор должен доказать передачу документов новому директору, что может быть сделано путем составления описи передачи или иного аналогичного документа, из которого можно установить, какие конкретно документы были переданы от прежнего руководителя вновь избранному.

Получается, что передачу документов при смене руководителя нужно тщательно документировать, и это не право, а обязанность бывшего руководителя. Пренебрежение этим может привести к большим неприятностям.

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?