Налоговые органы в рамках выездной налоговой проверки вправе
проводить выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ). Однако
в ночное время делать это запрещено (п. 2 ст. 94 НК РФ, см.
также письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). Ночным
временем является промежуток с 22 до 6 часов утра
по местному времени (п. 21 ст. 5 Уголовно-процессуального
кодекса РФ).
К сожалению, создать законодательство, в котором все точно
урегулировано, практически невозможно – жизнь гораздо разнообразней
и богаче. Когда организации сталкиваются с законодательными
нормами, которые им непонятны, они, прежде всего, направляют свои запросы
органам государственной власти. Так и в этот раз организация
попросила Минфин ответить на 2 вопроса:
- Что именно подразумевается под выемкой предметов
и документов в п. 2 ст. 94 НК РФ,
не допускаемой в ночное время:
- только непосредственные действия по изъятию предметов
и документов либо
- вся процедура мероприятия налогового контроля в целом, включая
составление и подписание протокола выемки документов
и предметов вместе с приложениями к протоколу (описями
предметов и документов и возражений налогоплательщика
к протоколу выемки предметов и документов, а также
подписание протокола)?
- Если составление протокола выемки предметов и документов окончено
в 23 ч 40 мин. по местному времени, при этом
непосредственно действия по изъятию у налогоплательщика самих
документов и предметов завершено до 22 ч 00 мин., считается ли
выемка производимой в ночное время?
Департамент налоговой и таможенной политики Минфина РФ письмом
от 05.10.2017 № 03-02-08/64830 ответил следующее:
- при производстве выемки документов и предметов время ее
начала и окончания, изъятия документов и предметов
фиксируется в протоколе, форма которого утверждена приказом ФНС
России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@;
- время, которое необходимо для составления протокола выемки документов
и предметов, внесения в него замечаний заинтересованных лиц
и подписания этого протокола, не входит во время
производства изъятия документов и предметов;
- если выемка документов и предметов произведена до 22 часов
по местному времени, окончание в 23 часа 40 минут составления
и подписания протокола о производстве этого изъятия
не свидетельствует об окончании выемки в ночное время.
Хотя можно было бы трактовать и иначе: выемка не может
считаться завершенной, пока сторонами не подписан ее протокол.
Но министерство в данном случае решило выгородить сотрудников
налоговой инспекции.
В то же время норма закона не предусматривает необходимой
гибкости: даже если выемка была запланирована так, чтобы уложиться
до 22 часов, всегда возможны непредвиденные задержки,
и в этом случае проще и разумнее довести дело
до конца, чем остановить выемку либо признать ее из-за небольшой
задержки. Правильнее было бы дать суду возможность оценивать
добросовестность действий налоговой инспекции и проверяемой
организации в случае просрочки. Добавим, что указанное письмо Минфина
не ограничивает несогласных с его позицией налогоплательщиков
в обращении в суд для оспаривания законности выемки
с учетом времени ее проведения.