Минтруд России опубликовал проект «Порядка ведения и хранения трудовых книжек» (далее – Порядок) взамен Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225. Новый документ во многом идентичен предыдущему. Авторы проекта выделили два принципиальных момента:
1) отмена обязанности работодателя знакомить работника под подпись в личной карточке с каждой вносимой в трудовую книжку записью и скреплять сургучной печатью или опломбировать приходно-расходную книгу и книгу учета;
2) предоставление работодателю возможности при увольнении работников заверять записи в трудовой книжке не только печатью работодателя (при ее наличии), но и печатью кадровой службы.
Эксперт нашего журнала Мария Колганова, преподаватель Государственного университета управления, более 30 лет работающая с трудовым законодательством, подготовила замечания к проекту и направила их в Минтруд России. Мы попросили ее прокомментировать наиболее спорные моменты документа. Основной – непонятно, что будет с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69. Перестанет она действовать, будет скорректирована или останется в прежнем варианте?
В новом Порядке Мария Колганова предлагает уточнить, что делать с записями на титульном листе трудовой книжки выпускников бакалавриата и магистратуры. «Рекомендую указывать направление подготовки и квалификацию, как в дипломе государственного образца. Например, “образование высшее – бакалавр по направлению „Менеджмент организации”” или “образование высшее – магистратура по направлению „Юриспруденция””. Если ничего не указывать, то трудовая книжка не будет содержать всей важной и достоверной информации о работнике. Сегодня среди специалистов бытует точка зрения о том, что если такой графы на титульном листе нет, то указывать квалификацию по диплому мы не имеем права».
Кроме того, в положениях о работе по совместительству желательно уточнить, что запись в трудовую книжку по желанию работника может быть сделана, но только общим периодом работы уже после увольнения.
Также имеет смыл прописать, в каком порядке оформляется трудовая книжка работнику, который заявил при приеме на работу о ее утере. Так, в письме Федеральной службы по труду и занятости от 30.04.2008 № 1026-6 предлагается в новую трудовую книжку при ее оформлении вносить сведения об общем стаже работника до поступления к данному работодателю. На практике же многие специалисты говорят о том, что работодатель не обязан восстанавливать данные о стаже при оформлении новой трудовой книжки, это действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Мы продолжим следить за развитием событий и держать вас в курсе.