Выступая на заседании Правительства, премьер-министр Дмитрий Медведев рассказал, что работодатели начнут передавать в ПФР данные о работниках в режиме онлайн в 2020 году. По его словам, внедрение электронных книжек должно быть поэтапным. Причем работодатели продолжат вести традиционный бумажный документ – для сотрудников, которые захотят его иметь. Он рассказал, что в большинстве стран трудовых книжек нет. По сути, они дублируют информацию, которая есть в трудовом договоре и иных документах, которые фиксируют факт трудоустройства.
«Введение электронной трудовой книжки – это не только перевод документа из бумажного в электронный формат. Речь идет – что, может быть, гораздо более важно – о создании базы данных, где будет храниться информация обо всей трудовой деятельности человека. Как известно, бумажная трудовая книжка, к сожалению, может быть утрачена или подделана, или просто может не сохраниться информация о работодателе, и тогда возникает необходимость в восстановлении трудового стажа по довольно сложной процедуре», – уточнил премьер-министр.
По задумке Правительства, работодатели будут передавать такие сведения в ПФР в режиме онлайн. Это быстрее и удобнее как для самих работодателей, так и для работников, особенно при трудоустройстве на новое место. По его словам, дополнительное преимущество электронные книжки дадут удаленным работникам. При обращении за государственными услугами не надо будет предоставлять сведения о трудовой деятельности и стаже. Эта информация будет в базе данных. Затраты работодателей на кадровое производство уменьшатся. И что более важно – электронную книжку гораздо труднее подделать, ведь она сохраняется в базе данных.
Рассказал Дмитрий Медведев и об электронном документообороте по кадровым вопросам. В частности, он напомнил, что сейчас проводится эксперимент, который позволит проверить, насколько удобно в электронном виде оформлять отпуска и командировки, заключать и расторгать трудовые договоры, какие здесь есть преимущества и какие риски. По итогам эксперимента Минтруд подготовит предложения по распространению такой практики.
На другом заседании Правительства министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин рассказал, что вопросы ведения электронных трудовых книжек затронут интересы и права 58,7 млн человек, работающих по найму в юридических лицах, и около 4,7 млн юридических лиц. В следующем году перед введением электронных книжек предусматривается переходный период, когда работодатели должны будут внести изменения в локальные нормативные акты, подготовить программно-технические средства для передачи в ПФР информации в режиме онлайн и проинформировать работников о новых положениях ТК РФ.
Срок ведения бумажных книжек ограничивать не планируется. «Если работник согласен на ведение сведений только в электронном виде, работодатель имеет право выдать трудовую книжку на бумажном носителе на хранение работнику и не вести ее в дальнейшем», – добавил чиновник. Вместе с тем если он хочет продолжить вносить записи в бумажный вариант, то работодатель не вправе ему отказать.