Top.Mail.Ru

Вступили в силу новые Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов в архивах

С 1 июня 2020 года вступили в силу новые Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях, утвержденные приказом Росархива от 02.03.2020 № 241. В названии и в п. 1.1 самих Правил отражен круг архивов, на который они распространяются:

  • «государственные и муниципальные архивы,
  • государственные и муниципальные музеи и библиотеки,
  • а также научные организации, включенные в перечень научных организаций, осуществляющих постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации2».

Но обратите внимание: есть некоторые изменения, которые затронут организации – источники комплектования таких архивов, а также любые организации, сдающие туда документы при ликвидации. С этими корректировками мы сейчас внимательно разбираемся, чтобы в ближайшем номере опубликовать статью о них.

А пока посмотрим, что появилось нового в Правилах касательно хранения электронных документов. Оказалось, что этому посвящен «целый» раздел (состоящий, правда, всего из 3 пунктов) – процитируем его полностью, чтобы вы смогли оценить масштаб:

Фрагмент документа
Раздел VII «Особенности хранения электронных документов» Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях (утв. приказом Росархива от 02.03.2020 № 24)

7.1. Хранение электронных документов в архиве осуществляется:

на физически обособленных носителях – в двух экземплярах, один из которых является основным, другой – рабочим. При этом основной и рабочий экземпляры хранятся в разных архивохранилищах (помещениях), при температурно-влажностном режиме, рекомендованном производителями носителей;

в информационной системе архива – на собственном оборудовании архива или в федеральном и (или) региональном хранилище электронных документов.

7.2. Обязательными условиями хранения электронных документов на физически обособленных носителях являются:

применение носителей, предназначенных для долговременного (свыше 10 лет) хранения информации;

наличие технических и программных средств, позволяющих осуществлять их воспроизведение, миграцию и конвертацию, а также контролировать физическое и техническое состояние;

проведение миграции на новые носители и конвертации в современные форматы;

организация контроля за их аутентичностью, целостностью, достоверностью, пригодностью для использования.

7.3. Нормативные условия хранения электронных документов в информационной системе архива обеспечиваются:

ее соответствием требованиям законодательства… в области создания, развития, ввода в эксплуатацию государственных информационных систем и хранения в них информации3;

соблюдением при ее эксплуатации требований информационной безопасности и защиты информации4;

резервным копированием электронных документов, в том числе при применении облачных технологий, и их конвертацией в современные форматы.

Затронут очень важный вопрос: сколько экземпляров съемных носителей нужно для того, чтобы обеспечить надежное хранение на них электронных документов. Росархив считает, что достаточно 2, причем 1 экземпляр – рабочий, т.е. именно его используют для того, чтобы получить доступ к документам.

Но большинство уважающих себя архивов хранят материалы в 3 и более экземплярах, причем 1 из них, действительно, территориально удаленно – в идеале в другом конце страны. О 2 экземплярах можно говорить скорее в случае хранения материалов гигантского объема и/или требующих для работы с ними особого оборудования и программного обеспечения.

В современной практике, когда пользователи носители на руки не получают и доступ к документам осуществляется через информационную систему, понятие «рабочего экземпляра» не употребляется.

В качестве позитивной стороны отметим отсутствие попыток навязать конкретные виды носителей и программных средств, а также способов конверсии и миграции.

Конечно, было бы совсем замечательно, если бы по каждому из этих пунктов в Правилах дали высокоуровневые указания и рекомендации (или отсылки к отраслевой литературе) о том, как реализовать данные требования на практике. Ведь для бумажных документов по вполне понятным причинам в Правилах все это описано достаточно подробно.

Поэтому осмелимся дать свои рекомендации на этот счет: уже давно переведены на русский язык и утверждены в качестве государственных стандартов ряд международных стандартов, в которых даются разъяснения по ключевым вопросам, связанным с организацией долговременного хранения электронных документов. Они особенно пригодятся, если вам потребуется разрабатывать свои локальные нормативные акты на эту тему:

  • ГОСТ Р 54989-2012 / ISO/TR18492:2005 «Обеспечение долговременной сохранности электронных документов»5;
  • ГОСТ Р 54471-2011/ISO/TR15801:2009 «Управление документацией. Информация, сохраняемая в электронном виде. Рекомендации по обеспечению достоверности и надежности»6;
  • ГОСТ Р ИСО 13008-2015 «Информация и документация. Процессы конверсии и миграции электронных документов»7;
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 27037-2014 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Руководства по идентификации, сбору, получению и хранению свидетельств, представленных в цифровой форме»8.

Сноски 8

  1. Полную версию Правил см. на сайте Росархива (http://archives.ru/documents/rules/pravila-2020.shtml). Вернуться назад
  2. Часть 4.1 статьи 6 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 №  125-ФЗ. Вернуться назад
  3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»; постановление Правительства РФ от 06.06.2015 №  676; постановление Правительства РФ от 14.11.2015 № 1235. Вернуться назад
  4. Статья 16 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; приказ ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах», с изменениями, внесенными приказом ФСТЭК России от 15.02.2017 № 27. Вернуться назад
  5. http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=172688 Вернуться назад
  6. http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=172001 Вернуться назад
  7. http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=193476 Вернуться назад
  8. http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=179958 Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?